Страница: 18/45
Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.
В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
3. Коммерческий кредит на современном этапе
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными.
В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.
В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.
Реферат опубликован: 2/03/2009