Страница: 10/30
В 1684 году иноземный мастер Зоммер показал Петру гранатную стрельбу.
В 1687 году князь Яков Долгорукий привез царевичу из Франции в подарок астролябию. Освоить ее сам 15-летний Петр не мог, пришлось звать «знающего человека» - голландца Франца Тиммермана. Он оказался человеком высокообразованным и смог обучить Петра арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. После этого Петр был окончательно покорен западной культурой и уже к началу 1690-х годов среди потешных почти все офицерские должности заняли иноземцы (но главным командиром обоих потешных полков был поставлен русский – Автомон Михайлович Головин, комнатный стольник Петра, «человек гораздо глупый, но знавший солдатскую экзерцицию»)26. Здесь уместно будет процитировать Платонова: «Петр… доверяя им (иноземцам), не ставил их на первые места: везде над ними возвышался русский человек, хотя бы и меньше иностранца знавший дело»27 (исключение только шотландец Яков Брюс – президент Мануфактур- и Берг-коллегии).
В 1691 году из потешных отрядов формируется 2 полка – Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской регулярной армии огромно: через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии.
Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир - Лефорт). Здесь надо отметить и личные заслуги иностранцев перед русской армией.
Петр Иванович (Патрик) Гордон (1635-1699) – шотландец, служил наемником в шведской и польской армиях в 1655-1661гг. С 661 года – на русской службе. Участвовал в Чигиринских (1676-1678) и Крымских походах. Дослужился до чина генерал-майора. Обладал огромными практическими и теоретическими военными знаниями, блестящий артиллерист. Именно он показал Петру высокое значение артиллерии в современной войне и сделал царя одним из лучших артиллеристов русской армии.
Франц Яковлевич Лефорт (1655-1699) – швейцарец, служил во французской армии, потом перешел в голландскую армию (в составе которой воевал против французов). В 1675 году 19-ти лет от роду – перешел на службу России. Участник русско-турецкой войны 1676-1681 гг., крымских походов 1687-1689 гг.; полковник русской армии.
|
Постепенно командование всеми вооруженными силами сосредоточилось в Преображенском приказе – «избе», хотя формально остались и другие военные приказы, но они не играли важной роли. В потешных селах идет по-прежнему постоянное военное обучение петровской армии; ее обучают приемам обращения с мушкетами и копьями, стрельбе залпами мелкими группами и поодиночке, поротно и полками. Большое внимание уделялось одиночной подготовке, особенно стрельбе в цель и действиям гренадеров, которые впервые были введены в количестве одной роты в полку Гордона. После обучения отельных полков переходили к обучению совместным действиям пехоты, конницы и артиллерии. Завершались такие занятия ежегодными маневрами. Самые большие маневры прошли в 1691, 1692 и 1694 гг.
Маневры 1691 года ставили главной задачей научить совместным действиям пехоту и конницу. Эти маневры были двухсторонними: на одной стороне - 4 выборных полка, а на другой – стрельцы и дворянское ополчение. В ходе «сражения» победило войско нового строя.
Реферат опубликован: 12/04/2007