Страница: 9/30
Подведем итоги: к концу XVII века Россия имела вполне сформировавшееся регулярное войско, рядом с которым существовали и остатки старого поместного ополчения. Правительство располагало сотнями тысяч вооруженных ратников и вместе с тем ясно сознавало отсутствие правильной организации, централизованного управления и боевой готовности своих войск. И у стрелецких полков, и у полков нового строя был крупный недостаток: стрельцы и солдаты были не только военными людьми, т.е. занимались не только военной службой. «Поселенные на казенных землях, имея право жениться и заниматься промыслами, солдаты и особенно стрельцы стали полувоенным, полупромышленным сословием»21. В такой обстановке, естественно, их боевая готовность и военные качества не могли быть высокими. Результатами такого положения дел стали неудачи двух Азовских походов Василия Голицына: ни 113.000 армия в 1687 году, ни 117.000 армия в 1689 году в Крым войти не смогли и Азов даже не осадили…
Россия обладала промышленной базой, позволявшей вооружать армию в достаточном количестве. Были офицерские кадры и опыт боевых действий. Регулярная армия уже существовала, об этом писал и сам Петр I:
«Понеже всем есть известно, коим образом отец наш (Алексей Михайлович) … в 1647 году начал регулярное войско употреблять. И таково войско в таком добром порядке учреждено было, что дела в Польше показаны. И едва не все Польское королевство завоевано было. Так же купно и со Швецией война ведена была… и Устав Воинский издан был»22,
но не было только Человека, который этот огромный потенциал реализует. В условиях русского абсолютизма таким человеком мог стать только сам царь.
Истоки и начало реформы.
Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков.
В 1682 году началось правление царевны Софьи. Десятилетний Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, оказался в опале и вынужден был переехать из Кремля в потешные подмосковные села23, сперва – в село Преображенское. Здесь, «никем не руководимый, он начал продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые»24 - Петр увлекся военным делом.
Страх перед стрелецким бунтом (1682) еще больше обострил чувства личного самосохранения и мести за обиды. Стрельцы стали крайне ненадежными: из опоры царя (при Иване Грозном) ко времени правления Софьи они становятся неким самостоятельным «сословием», достаточно сильным, чтобы диктовать свою волю царю…
Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскают разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец… Кремлевский арсенал постепенно перекочевал в Преображенское.
По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в стольники и в спальники «породистых сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что «играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди»25.
Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты в солдатские мундиры (западного образца, а не в стрелецкое платье!), получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.
Чтобы приучить солдат к осаде и штурму крепостей, в 1685 году на реке Яуза была построена «потешная крепость» - «городок Плесбурх» (или Пресбурх). Крепость осаждали с мортирами и всеми приемами военного осадного искусства. Здесь уже Петр не мог обойтись своими скудными знаниями – и начинается тесное знакомство царевича с Немецкой слободой.
Реферат опубликован: 12/04/2007