Страница: 10/31
На основании этих документов оперативный сотрудник, по согласованию с руководителем органа дознания (начальника органа внутренних дел) может принять следующее решение:
— самостоятельно возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса о подследственности оперативный работник либо самостоятельно производит дознание по делу, либо после выполнения неотложных следственных действий передает уголовное дело по подследственности в следственный аппарат органов внутренних дел или прокуратуры;
— передать материал в установленном порядке в следственное подразделение для принятия решения по существу: для возбуждения уголовного дела, направления по подследственности или по территориальности или для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.[22]
Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников органа дознания не ограничивается рамками этапа дознания. После передачи уголовного дела следователю они привлекаются для оказания последнему помощи. Следователь свои поручения (указания) дает органу дознания. Однако исполняет их конкретное лицо, которое в литературе иногда называется лицом, производящим дознание. Он выступает в таком качестве, несмотря на то, что деятельность им осуществляется на предварительном следствии, а дознание завершено. Но одинаков ли статус лица, производящего дознание, и лица, исполняющего поручения, указания следователя?
У последнего, несомненно, нет многих полномочий лица, производящего дознание, а значит, несмотря на связь его полномочий с компетенцией лица, производящего дознание, он обладает иным процессуальным статусом.
Согласно действующему закону поручения следователя должны даваться в письменном виде. В силу этого требования сотрудник органа дознания будет обладать такими полномочиями с момента получения им письменного поручения следователя с резолюцией на нем начальника учреждения, названного в ст. 117 УПК РФ.
Однако иногда следователь дает устные поручения. В этих случаях сотрудник органа дознания свои отношения со следователем должен строить, учитывая следующие моменты. Не получив письменного поручения, он не имеет под своей деятельностью уголовно-процессуальной базы. Доказательственная сила протоколов проведенных им следственных действий на суде может быть поставлена под сомнение. В деле будет отсутствовать документ, подтверждающий, что в момент их оформления сотрудник органа дознания действовал по поручению следователя, в порядке ст. 119 УПК.[23] Поэтому в зависимости от значимости закрепленных в протоколах сведений такое обстоятельство может повлечь отрицательные последствия процессуального характера, вплоть до возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. [24]Поручения даются органу дознания, а значит, начальник соответствующего учреждения их исполнение может поручить любому сотруднику, который обязан осуществлять функцию органа дознания. Вместе с тем предпочтительно осуществление указанных в поручении действий сотрудником, который ранее производил предварительную проверку либо неотложные следственные действия по делу.
Так как поручение дается органу дознания, то и ответственность за некачественное и с превышением срока выполнение всех отмеченных в нем мероприятий несет как исполнитель, так и руководитель учреждения. Сопроводительное письмо, с которым материал исполненного поручения направляется следователю, готовится лицом, производящим дознание, а подписывается от имени всего учреждения его начальником.
Таким образом, у лица, исполняющего поручения (указания) следователя, имеются полномочия производить в пределах установленных сроков и компетенции органа дознания следственные действия и розыскные мероприятия, вытекающие из содержания поручения (указания), т.е. полномочия носят строго ограниченные пределы.
Реферат опубликован: 12/10/2007