Страница: 7/31
Не обладая достаточными познаниями в области криминалистической техники и других естественных и технических наук, следователь взаимодействует с экспертными подразделениями, которые применяют все научно-технические средства и методы, помогая следователю отыскивать, закреплять, изымать и исследовать вещественные доказательства, участвуя в следственных действиях. Хотя и подразумевается, что элементарные технические действия следователь может выполнять сам, на практике же вся техническая часть работы ложится на специалиста или эксперта. Следователь лишь закрепляет результаты их работы в протоколе.
Завершающей фазой предварительного расследования является составление обвинительного заключения /акта, подводящего итоги предварительного расследования/, в котором излагается сущность дела, содержится мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц, дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.
Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и времени его составления и вместе с делом направляется прокурору, который либо утверждает его и направляет в суд, либо возвращает дело на дополнительное расследование.
Параграф 2.
Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.
Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.
После появления ныне действующего УПК в течение 30 лет перечень органов дознания был неизменен. Однако в начале 90-х годов появились новые учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания. Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК). Более того, учеными постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и учреждений, которые могли бы реализовывать полномочия органа дознания.[17]
Тем не менее, хотелось бы остановиться подробно на деятельности органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи, которые поставлены перед нами при написании данной работы.
Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать: начальник органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо, производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания помогает следователю в применении технических средств, он ос
тается должностным лицом органа дознания (лицом, производящим дознание), но ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного процесса представители любого органа дознания, в производстве которого находятся материалы предварительных проверок либо уголовные дела, в настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают назначение в уголовном судопроизводстве представляемых ими учреждений.
Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления (сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе, предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие.
Реферат опубликован: 12/10/2007