Страница: 20/26
О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. 18 Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако термин «взаимодействие» традиционно используется для обозначения подобной деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении прибегать к какому – либо другому обозначению данного понятия.
Взаимодействие должно строиться на определенных принципах. Основным принципом совместной деятельности следователя с органами дознания является ее соответствие требованиям закона. Это означает, что следователь по расследуемым им делам в порядке ст. 127 УПК РСФСР дает органам дознания отдельные поручения с указаниями о производстве розыскных и следственных действий, такие поручения обязательны для органов дознания. В соответствии со ст. 196 УПК РСФСР следователь вправе поручить сотрудникам органа дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение не известно, а если обвиняемый не является к следователю, то последний вправе вынести постановление о принудительном приводе обвиняемого в порядке ст. 147 УПК РСФСР и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, в свою очередь, на основании ст. 119 УПК РСФСР вправе сам проводить неотложные следственные действия и возбуждать уголовное дело, а после, по последственности направить его следователю.
Вторым принципом взаимодействия является организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений. Этот принцип означает, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Обычно сотрудники органа дознания считают свою работу оконченной, когда установлено лицо, совершившее преступление и произведено его задержание. Если при расследовании убийств, сотрудники органа дознания еще проявляют определенное рвение в связи с тем, что такие дела стоят на особом контроле у начальников подразделений, но по другим видам преступлений следователь может только мечтать о том, чтобы его поручения выполнялись своевременно.
Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря согласованному планирования следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются определенные сроки. План может быть, как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляется в тех случаях, когда в нем раскрывается конкретное содержание оперативно- розыскных мер, что в общем, плане отражать нецелесообразно. При расследовании убийств, особенно совершенных в условиях неочевидности, такой план определяет сферы и порядок взаимодействия всех заинтересованных служб и тем самым приносит ощутимую пользу. Непрерывность взаимодействия означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника и в дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируется обстоятельствами и интересами дела. Действия этого принципа можно проследить на примере создания следственно-оперативных групп.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации « разового » взаимодействия следователя и оперативных групп; создавать лучшие условия для взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более активному и умелому использованию научно- технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на решающем участке.
Реферат опубликован: 6/01/2010