Страница: 1/8
Вторая половина 18 – начало 19 века - время формирования в России “разумно построенного государства”, просвещенной монархии, ответ власти на мощные антикрепостнические движения, приспособление дворянства к требованиям нарождающегося капитализма.
Развитие капиталистических отношений обусловило появление новых типов зданий. Строятся банки, торговые ряды, присутственные места, высшие учебные заведения, воспитательные дома, госпитали, больницы, появляются новые типы производственных, жилых, усадебных, дворцовых и культовых зданий. Складывается новый тип города. Происходит смена стиля в архитектуре.
В становлении и развитии архитектуры той эпохи большую роль играет обращение искусства и культуры к античному классическому наследию как в Европе, так и в России.
Архитектура второй половины XVIII - начала XIX в. развивалась преимущественно по двум руслам: осуществлялось крупное строительство в городах в связи с увеличением городского населения (в это время было разработано более 400 проектов планировки городов), и одновременно проводилось строительство усадеб (сельских и городских) для дворянства, освобожденного указом Екатерины II “О вольности дворянства” от обязательной государственной службы. Для развертывания строительства в городах большое значение имела реформа административного устройства 1775 г., направленная на укрепление государственного аппарата. В истории русской архитектуры этого периода выявляются два отчетливо выраженных периода: 60-70-е годы и 80-е годы – 1812 год. Первый из них – время зарождения и становления стиля, второй – расцвета русского классицизма.
В период русского классицизма получило дальнейшее развитие строительство по типовым проектам. Усиливается централизация управления строительным делом и разработкой проектов, охватывающая теперь и провинциальные города. В законах о строительстве и архитектуре, издаваемых государством, и указаниях “Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы”, просуществовавшей до 1796 года, устанавливаются правила ведения работ при застройке губернских и уездных городов. В связи с дифференциацией строительных специальностей расширяется состав рабочих-строителей и мастеров. Однако в строительстве по-прежнему большую роль продолжает играть крепостной труд. В провинциальных усадьбах, как правило, работают крепостные крестьяне.
Значительную роль в утверждении нового направления в архитектуре сыграли Академия художеств в Петербурге, архитектурно-строительный коллектив, созданный Баженовым при экспедиции кремлевского строения, так называемая партикулярная академия, а также основанная в 1775 году школа при Каменном приказе в Москве и школы таких архитекторов, как Ухтомский и Казаков. Виднейшие русские архитекторы командировались от Академий за границу, где углубляли профессиональные знания и оттачивали мастерство, которое затем применяли как при работах в столицах, так и в провинции.
Как же отразились годы правления Екатерины в «старой» столице?
Императрица Екатерина II, как и Петр I, понимала значение Москвы и уделяла ей много внимания. Она не только короновалась в древнепрестольной столице, но и именно в ней создала свою знаменитую Комиссию по составлению нового Уложения. В древней Московской Грановитой палате Екатерина вручила выборным людям свой “Наказ”, или руководство к выработке законов. Здесь же она велела судить Пугачева, потрясшего своим движением Поволжье, да и всю Россию.
В 60-70 -х годах оживились градостроительные работы в Москве. Этому в известной степени способствовала деятельность Комиссии строения, распространявшаяся на Москву, которая сохраняла свое значение в экономической и культурной жизни страны. Сложившаяся структура древнего города с его радиально-кольцевой системой построения, с традиционной усадебной застройкой и большим количеством обособленных богатых владений препятствовала внедрению новых градостроительных приемов, что, к счастью для самобытности Москвы, не позволило полностью реализовать проекты перепланировки города.
Одним из таких грандиозных проектов был проект Кремлевского дворца зодчего Баженова. В 1767 году Баженов начинает свою работу над проектом Кремлевского дворца. Грандиозный дворец с примыкающими к нему вспомогательными корпусами и целой системой площадей и магистралей внутри Кремля должен был коренным образом изменить облик последнего. Над этим проектом зодчий работал по 1775 год. Общественное содержание своего замысла Баженов выразил в надписи на закладной доске: «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Реферат опубликован: 13/04/2008