Страница: 4/8
Между Кузнецким мостом и Сандуновским переулком в те времена находилось огромное владение графа Воронцова, скупившего здесь более 40 дворов. За большими каменными палатами графа расстилался регулярный парк, устроенный по типу версальских садов, с прудами, беседками и с привольной Неглинной, текущей в естественных берегах. Но на улицы Петровку, Кузнецкий Мост, Рождественку выходили дворовые строения и заборы с воротами. В 1778 г. Казаков выстроил для графа новые палаты, в сильно измененном виде дошедшие до нашего времени, в них сейчас размещается часть Московского архитектурного института.
В конце XVIII - начале XIX веков улица Пречистенка (Кропоткинская) и ее переулки, которые имели общее название по слободе «Староконюшенная», становятся самой аристократической частью Москвы. Фамилии некоторых домовладельцев сохранились до нашего времени в названиях переулков: Всеволжский (по дому № 7), Лопухинский (по дому № 11), Хрущевский (по дому № 12). Дом № 7 в 19 веке принадлежал богачу, крупному помещику и промышленнику Всеволжскому. Он славился своими музыкальными вечерами. Сын владельца Никита был близко знаком с А.С.Пушкиным. Ему посвящено стихотворение поэта «прощай, счастливый сын пиров». Двор Хрущева представлял собой настоящую барскую усадьбу, расположенную между современными Чертольским и Хрущевским переулками, с великолепным въездными воротами, службами, садом, павильоном и полуротондой в стиле ампир. Сегодня сохранились только перестроенные арх. Григорьевым в начале 19 века здания. В доме № 17 сохранились интерьеры с живописью плафонов XVIII - начала XIX в. Дом № 19, принадлежавший с конца XVIII в. князьям Долгоруковым, - огромное здание с колоннадой, построенное Казаковым в 1780 г. - долго был занят Александро-Марьинским институтом. Ранее позади дома располагался большой парк с прудами и фонтами. Во двор вели шесть въездных ворот, застроенные арки которых явно выделяются на фасаде. Промежутки между воротами имели ниши, в которых помещались скульптурные украшения. Этот интересный архитектурный памятник и сегодня выделяется своим художественным оформлением. Домом № 22 (пожарное депо), построенным в конце XVIII в. Казаковым, владели родственники генерала Ермолова, героя Отечественной войны 1812 г., дом которого (№ 20), находился рядом.
Усиление роли государства приводит к появлению новых типов зданий общественного назначения. Один из сохранившихся ансамблей такого типа - Воспитательный дом в Москве, строившийся под наблюдением архитектора Бецкого (1760-1770 гг.). Это новое по своему назначению сооружение, воплощающее идеи «просвещенного абсолютизма» о переустройстве общества посредством воспитания и образования. По проекту здание было рассчитано на 8000 детей и состояло из двух корпусов, ограничивающих прямоугольные дворы и объединенные центральным корпусом, выступающим из общего массива здания в сторону Москвы-реки; служебные корпуса обрамляли с трех сторон громадный участок Воспитательного дома. Полностью проект не был осуществлен, но и по построенным зданиям видно, как очень простыми архитектурными средствами достигнута большая выразительность. Огромный дом, длина которого составляет 380 м, делится на легко читаемые объемы и увенчан тремя куполами. На постройку здания была употреблена часть стены Белого города. Императрица первая пожертвовала на эту постройку из своих личных средств 100 тысяч, а цесаревич Павел Петрович 50 тысяч.
Еще один пример общественного здания - правительственное здание. Строительство Сената в Кремле осуществлялось по проекту Казакова в 1776-1787 гг. Здание проектировалось для собраний дворянства Московской губернии, но после перевода из Петербурга двух сенатских департаментов оно было предоставлено Московскому Сенату, который назывался тогда «Дом присутственных мест». Над куполом этого здания стояла статуя Георгия Победоносца, увезенная французами в 1812 году. В средней части здания находится громадная круглая Екатерининская зала, украшенная горельефами, изображающими деяния Екатерины II.
К новым для Москвы типам зданий относится и здание Московского университета, построенное по проекту архитектора Казакова (1786-1793). План здания П-образной формы с парадным подъездным дворцом, обращенным к улице, с коридорной системой планировки позднее получил широкое распространение в зданиях учебных заведений, больниц и т.п. заведений.
Сооружения эпохи Екатерины II в Москве легко определить по так называемому классическому стилю, вернее, подражанию античности, в духе ренессанса. Это здания с колоннами на фасаде, барельефами с изображениями античных фигур в греческих гиматиях, или римских тогах, статуи античного характера, портики. Предшествовал Екатерининскому ренессансу стиль московского барокко эпохи Елизаветы Петровны - украшательский, прихотливый, причудливый. В Европе барокко пришло на смену классическому ренессансу, в России - наоборот. Причины тому - в про-западной политике Екатерины II, которая в архитектуре и искусствах проявилась благодаря тесным контактам российских и европейских мастеров.
Реферат опубликован: 13/04/2008