Страница: 1/5
В июне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы рассматривался на заседании Пленума Центрального Комитета ВКП(б). В резолюции Пленума по этому вопросу было указано на необходимость «развернуть серьезную научную технико-экономическую разработку плана развития . г. Москвы как социалистической столицы пролетарского государства».
Переустройство Москвы на основе новых принципов градостроительства началось вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918–1925 гг. коллективом архитекторов под руководством А. В. Щусева был составлен план «Новая Москва», в котором отчетливо звучали идеи социалистического преобразования города и были предвосхищены многие принципиальные положения первого Генерального плана реконструкции Москвы. К 1935 г. разработка этого плана (архитекторы В. Н. Семенов, С. Е. Чернышев и др.) была закончена. 10 июля 1935 г. он был утвержден как основной документ, определяющий характер реконструкции всех отраслей городского хозяйства.
Это был первый в истории человечества комплексный план реконструкции города, подчиненный интересам трудящихся.
Уже к 1941 г. совершенно преобразились старый городской Центр и Садовое кольцо, превратившиеся в комплекс просторных и благоустроенных улиц с элементами целостного архитектурного оформления. Даже московским старожилам трудно было ориентироваться в этом непрерывном потоке перемен. Иные улицы «пять дней назад вы видели такими же, какими знали их четверть века, и вдруг все изменилось,– писал о Москве тех лет прекрасный знаток старого города Л. В. Никулин.–Перед вами свободные просторы площадей и широкие проспекты и фасады домов, перед которыми прежний колосс–Дом союзов–флигель, если не хижина». Широким стал Театральный проезд, обсаженный липами. После сноса Китайгородской стены, ветхих домишек в Охотном ряду, спрямления и расширения проезда по Моховой улице возникла широкая асфальтированная магистраль, застроенная многоэтажными зданиями Совнаркома, гостиницы «Москва» и библиотеки им. В. И. Ленина. А совсем еще недавно здесь не было ни зелени, ни простора, и встречные извозчики встревоженно чмокали, дергались на козлах и, тряся вожжами, осматривались, как бы не зацепить друг друга колесами.
Реконструкция изменила внешний вид Кремля и Красной площади. Исчезла булыжная мостовая, уступив место гранитной брусчатке, и Красная площадь, помолодев, как бы расправила складки, нанесенные на ее облик временем. Были разбиты каменные оковы лабазов, однообразных торговых помещений, надетые на Красную площадь капиталистической Москвой и превратившие ее в каменный мешок; просторно и свободно раскинулась она теперь. В 1937 г. над пятью крупнейшими кремлевскими башнями загорелись рубиновые звезды–эмблема Советского государства. Разные размеры звезд определялись различиями в высоте и в архитектурном решении башен Кремля. Так, расстояние между концами лучей у звезд Никольской и Спасской башен–3,75 м, Троицкой башни–3,5 м, Боровицкой–3,2 м и Водовзводной– 3 м. Каждая звезда была одета в три слоя рубинового стекла, укрепленного на каркасе из нержавеющей стали. (Первые звезды, установленные на четырех башнях Кремля в 1935 г., были облицованы медными золочеными листами.)
Улица Горького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась коренной реконструкции. За старыми двух- и трехэтажными постройками постепенно поднимались многоэтажные корпуса жилых домов, здания общественного назначения. Когда строительство было завершено и старые дома снесены, перед взорами людей, пришедших полюбоваться на новую улицу Горького, открылась просторная, полная света и воздуха современная магистраль, ничем не напоминающая старую Тверскую. Ее ширина увеличилась с 17–20 м до 50– 60 м.
Большие реконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смоленской площади были снесены дома, мешавшие транспортному движению, трамвайная линия, проходившая по Арбату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Калинина), уступила место асфальту, по которому мягко покатились троллейбусы. В Плотниковом переулке и на улице Веснина выросли новые многоэтажные жилые дома.
Значительные изменения произошли в районе магистрали, пролегающей по Мясницкой улице (ныне улица Кирова), Комсомольской площади. Краснопрудной и Русаковской улицам. Здесь были сооружены крупные здания общественного назначения, в которых разместились народные комиссариаты земледелия, легкой промышленности, открылся Дом книги.
Реферат опубликован: 29/08/2007