Страница: 3/5
539 предприятий страны выполняли заказы Метростроя. Москвичи создали первый советский щит для проходки подземных тоннелей, ленинградцы изготовляли эскалаторы, Кузнецк поставлял рельсы, Украина и Карелия– гранит, Крым, Урал и Кавказ–мрамор.
Большое внимание строительству метрополитена в Москве уделяли ЦК и МК ВКП(б). В апреле 1933 г. Центральный Комитет партии принял специальное решение, сыгравшее важную роль в повышении качества и улучшении организации строительных работ. МК ВКП(б) через райкомы партии организовал общемосковское движение помощи Метрострою, самой распространенной формой которого стали субботники и воскресники трудящихся. Активное участие в сооружении метрополитена принимал московский комсомол. Только в 1933 г. 13 000 его представителей надели брезентовые куртки, взяли в руки лопаты, отбойные молотки и спустились под землю.
К февралю 1935 г. были завершены испытания линий первой очереди, и прибывшие в Москву делегаты VII съезда Советов 6 февраля совершили поездку по всей трассе метро. К началу мая эксплуатационники полностью овладели сложной техникой подземных трасс, а 15 мая двери станций метро открылись перед пассажирами– первая очередь метрополитена, от Сокольников до Парка культуры и отдыха им. М. Горького и Смоленской площади, вступила в строй. В канун ее пуска 82 ударникам-метростроевцам были вручены ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, 36 получили Почетные грамоты ЦИК СССР (среди награжденных был В. Д. Полежаев, именем которого названа одна из современных станций метро). За особые заслуги в мобилизации комсомольцев на строительство метрополитена орденом Ленина была награждена Московская организация ВЛКСМ.
На сооружение первой очереди Московского метро было затрачено в общей сложности немногим более трех лет. Таких темпов не знала практика мирового метростроения. В Берлине, например, первая линия метро длиной 11 км (более половины ее было проложено над землей на эстакадах) строилась шесть лет, в Токио 4-километровая трасса–четыре года.
В соответствии с Генеральным планом реконструкции столицы вскоре началось сооружение второй очереди метро протяженностью 15 км. Ее проект предусматривал продолжение Арбатского радиуса от Смоленской площади до Киевского вокзала и строительство двух новых радиальных линий: Покровского радиуса–от площади Революции до Курского вокзала и Горьковского– от площади Свердлова до поселка Сокол. Всего предстояло построить девять станций.
В конце 1936 г. был готов и в январе 1937 г. сдан в эксплуатацию Арбатский радиус, а в сентябре 1938 г. вступил в строй последний участок второй очереди–Горьковский радиус.
Метро прочно завоевывало симпатии москвичей и гостей столицы. Из года в год росло число пассажиров. В конце 1939 г. через 22 станции Московского метрополитена ежедневно проходило свыше миллиона пассажиров.
Еще велись работы по сооружению Покровского и Горьковского радиусов, а проектировщики уже разрабатывали проект третьей очереди, которая должна была связать с центром города два крупнейших района–автозавода и Измайлова.
Московский метрополитен по праву считается не только первоклассным инженерным сооружением, но и замечательным произведением искусства. Строителям, архитекторам, художникам удалось придать каждой станции свой неповторимый облик. Мозаичные панно и орнаменты, лепные украшения и скульптуры, облицованные мрамором колонны и люстры, излучающие яркий свет,–все это невольно заставляло каждого впервые попавшего в эти подземные дворцы забывать, что он находится на глубине десятков метров под землей.
По своим удобствам и внешнему оформлению Московское метро оставило далеко позади метрополитены, построенные в капиталистических странах. «Да здравствует метрополитен Москвы–самый лучший метрополитен мира, грандиозное сооружение, достойное Советской власти!»–так восторженно писали представители рабочей Франции, посетившие Москву в 1938 г.
Одним из крупнейших событий 30-х годов, оказавшим большое влияние на развитие народного хозяйства столицы, стало сооружение канала Москва– Волга.
Сегодня трудно, почти невозможно представить себе окрестности Москвы без зеркальной глади водохранилищ– Химкинского, Клязьминского, Пяловского, Учинского, Пестовского, Икшинского, расположенных на трассе канала. Многие годы они являются любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Реферат опубликован: 29/08/2007