Страница: 2/5
Любая реконструкция влечет за собой снос старых построек, мешающих созданию новой, более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то, что имело историческую или большую материальную ценность. Такое отношение к старой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Во второй половине 30-х годов в центре Москвы было перемещено свыше 50 зданий. Так, в глубину улицы Горького отодвинулось построенное во второй половине XVIII в. здание, в котором после революции разместился Моссовет; переменила свой адрес глазная больница, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперь переехавшая в переулок Садовских. Передвижка жилых домов осуществлялась без всякого нарушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали водопровод, канализация, телефон, газоснабжение и другие виды коммунального обслуживания населения.
В 1936 г. начались работы по реконструкции Большой Калужской улицы (ныне часть Ленинского проспекта). Она была освобождена от ветхих домов, заасфальтирована. Большая Калужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабах осуществлялось строительство новых многоэтажных зданий. Впервые в строительной практике шестиэтажный дом возводился поточно-скоростным методом по совмещенному графику с максимальным использованием сборных деталей и конструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темпов строительства еще не знали в нашей стране.
Одновременно перестраивались Каляевская, Новослободская, Большая Дорогомиловская, 1-я Мещанская и десятки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украсили набережные Москвы-реки–Фрунзенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.
Неузнаваемы стали промышленные районы столицы. Трущобы городских окраин–неотъемлемая черта капиталистической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выглядели не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновке вырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенных многоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, прожекторного, электрозавода и др. были построены в Дангауэровке, на Введенских горах. Малой Семеновской и Си-ничкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами стали 58 000 рабочих с семьями. Некогда лишенные элементарных бытовых удобств, жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализацию, телефон, радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли, детские сады. Исчезли болота и свалки. Все основные магистрали, пересекающие промышленные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные и автобусные линии связали эти районы между собой и с центром города.
Москва стремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6 млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых ламп и газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широкая сеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светом московские улицы.
Наряду с жилищным строительством в огромных масштабах велось строительство культурно-бытовых учреждений. За первые пять лет осуществления Генерального плана реконструкции в Москве было построено 379 школ, более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т. д.
Многими достижениями первых пятилеток гордились москвичи. Но с особой любовью относились они к своему метрополитену, по праву признанному лучшим в мире.
Решение о строительстве метро в Москве было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. Проект первой очереди правительство окончательно утвердило в марте 1933 г., но параллельно его доработке уже с конца 1931 г. по всей трассе первой очереди развернулись строительные работы. Для того чтобы пустить в срок–в начале 1935 г.–11,5-километровую линию метрополитена, нужно было выполнить объем работ, которого не знала строительная практика Москвы и других городов Советского Союза: вынуть свыше 2 млн. куб. м грунта, уложить почти 850 000 куб. м бетона, завезти в Москву миллионы тонн строительных материалов, оборудования и т. п.
«Метро строит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный советскими людьми, превратил стройку в подлинно всенародную.
Реферат опубликован: 29/08/2007