Страница: 1/7
За свою недолгую жизнь Санкт-Петербург вырос во много-много раз. Сейчас он - гигант! А сердцем его является старинная часть, где улицам, домам и площадям по 100, 200 и более лет. И все эти архитектурные памятники хранят память об эпо-
хе, когда родились; о событиях, свидетелями которых были; о людях, которые их строили и в них жили…
В своей работе я расскажу о многих изумительных архитектурных ансамблях нашего города.
Недалеко от того места, где Нева разделяется на два рукава - Большую и Малую Неву, находится небольшой островок, на котором 16 (27) мая 1703 года была заложена крепость, названная Санкт-Петербургом.
Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления.
Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз.
В стенах крепости размещалась и Главная аптека - лучшая в стране по ассортименту медикаментов.
На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались работы по замене земляных (куртин) стен каменными. Это строительство продолжалось около 35 лет. В куртинах были устроены ворота: Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские. Обращенная к Неве невская куртина имеет высоту 12 метров и толщину 2.5 метра; до 4 метров доходит толщина Государева и Нарышкинского бастионов.
Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня.
С годами кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не гармонировал с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине 18 века. Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на протяжении семисот метров облицевать гранитом, и эта работа, предавшая крепости её современный облик, была завершена 1787 году. "Одетые камнем" бастионы в 1790 году были украшены висящими на каменных консолях круглыми будками для часовых.
Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль Петропавловского собора. Собор - один из главных архитектурных и исторических достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712 году по проекту и под руководством Доменико Трезини. В это время Петербург становится столицей России, сюда переезжает царский двор, иностранные послы, город украшался, и в центре крепости нельзя было далее сохранять старое, обвешавшееся здание деревянной церкви.
Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года.
Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был символизировать выход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении силуэта города.
Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов молнии в колокольню, часто возникали пожары. Одним из таких пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и привезённые из Голландии часы "с курантами в 35 колоколов". Во время этого пожара сгорела также колокольня, и было серьёзно повреждено внутреннее убранство собора. К тому же в 1777 году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно закреплённая на шпиле. По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела, несколько меньше поврежденного (высота ангела - 3.2 метра, размах крыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра). Фигура ангела свободно вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.
Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги.
В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас шпиля, после чего высота собора достигла 121.8 метра - это и поныне (если не считать телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге.
В торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие архитектурные детали, раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды, позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора завершают хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.
Реферат опубликован: 11/07/2009