Страница: 3/7
ративными тканями и живописью. Особенно выделялся своей художественной отдел-
кой Большой зал с резным троном, стоявшим в великолепно декорированной нише. Стены зала членились на два яруса. В простенках располагались ионические пилястры. Потолок был украшен живописным плафоном работы Людвига Каравака и московских иконописцев. В центре висела на цепях большая люстра.
Сооружением Зимнего дворца в начале 1730-х годов по существу началась блестящая деятельность Бартоломео Растрелли как придворного архитектора. Растрел-
ли работал и развивал русскую архитектуру в стиле барокко. В 1746 году по проекту Растрелли для расширения апартаментов императрицы был построен новый флигель, соединённый с дворцом. Перестройки и достройки, время от времени производившие-
ся по прихоти императрицы, были случайны и всё больше осложняли и запутывали планировку дворца. В 1754 году было решено построить новый каменный Зимний дворец, а перед дворцом создать большую круглую площадь, обрамлённую колоннадой с конным монументом Петра1 в центре. Все бы это составляло единый архитектурный ансамбль, но, к сожалению, этот замысел не был осуществлён.
В середине ХV111 века на территории ликвидированных смоляных складов по единому замыслу возник замкнутый ансамбль Вознесенского (Смольного) монастыря. Это выдающееся произведение архитектуры развитого русского борокко более известно под названием Смольный монастырь. Вскоре после основания с севера кнему примкнули корпуса Александровского института в стиле ,переходном от борокко к классицизму, а затем с юга - строго выдержанное в формах классицизма здание Смольного института. Главные фасады всех трех сооружений обращены к долго не оформлявшимся площадям. С водных просторов здание фасады этих сооружений скрыты деревьями старых садов, подходяших к самому берегу, но высотные элементы центрального ансамбля активно учавствуют в формировании невских панорам. Благо-
даря удачному месту расположения, они обозреваются с очень больших расстояний, даже из центра города.
Ниже, по течению Невы, вблизи её левого берега расположен Таврический дворец - главный элемент ансамбля крупной усадьбы - один из первых в России двор-
цов строгого классицизма. Своим северным фасадом он был раскрыт к реке, от кото-
рой к нему подходил канал.
Здесь можно сделать отступление и рассказать немного о Петербурском класси
цизме. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.
В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные сооружения.
Архитектор Его деятельность
Антонио Ринальди
1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
Жан-Батист Валлен-Деламот
1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Ю.М. Фельтен
1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
В.И. Баженов
1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
А.В. Квасов
1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
И.Е. Старов
1745-1808 Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца
Н.А. Львов
1751-1803 Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
Джакомо Кваренги
1744-1817 Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и "Серебряные ряды" (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. , Триумфальные Нарвские ворота и др.
Реферат опубликован: 11/07/2009