Страница: 4/7
С усадьбой Таврического дворца связан ансамбль бывших казарм Преображенского полка. Его центральное здание, в котором ранее находился полковой госпиталь, замыкает ось Потёмкинской улицы. Оно так же, как памятники архитектуры - здание Кавалергардских казарм и Таврический дворец, должно вновь раскрыться с Невы после сноса нескольких построек у набережной.
В панорамах Невы там, где река имеет наибольшую ширину, очень хорошо просматриваются издалека стрелка Васильевского острова и мыс Выборской стороны. В районе этого мыса архитектором П. М. Еропкиным у основания проектируемого трезубца проспектов была задумана интересная полукруглая площадь, как бы расчи-
танная на создание первого в городе крупного открытого ансамбля. Но условия для осуществления этого архитектурного замысла не появились, и на берегу Невы на оси так и не созданой площади некоторое время стояла недостроенная госпитальная церковь.
Каменное строительство на Выборской стороне и на Городском острове долго не производилось . Зато берег большой Невы на Васильевском острове до Масляного буяна ещё на первом этапе развития города был плотно застроен жилыми домами и не-
сколькими крупными зданиями учебных заведений. В общем спокойном и очень живо-
писном фронте их фасадов проявилась ансамблевость. Понорамы этого берега - набе-
режные Университетская и Николаевская (Лейтенанта Шмидта ) - мало изменились к нашему времени, хотя их живописность усилилась зеленью.
Набережные Фонтанки, Мойки и каналов в основном застроены жилыми дома-
ми и частично дворцами, которые вместе со стенками набережных, мостами и их ре-
шетками ограждений создали гармоничные архитектурные панорамы.
Набережные южного участка Крюкова канала вместе с Никольской площадью-
ценный архитектурный ансамбль ХV111 века. Его составляют Никольский Морской собор с отдельно стоящей у набережной великолепной колокольней и невысокие зда-
ния по углам площади, омываемой с двух сторон протоками с красивыми старыми мостами. Целостность ансамбля частично была нарушина в начале XX века высоким мрачным домом, сооруженным на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспек-
та, и позднее - перестройкой домов на углах Садовой улицы и Екатерининского кана-
ла. С целью сохранения окружения ансамбля был восстановлен в первоначальном виде
небольшой дом в Никольском переулке.
Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров, не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе сущест-
вует несколько таких площадей. Один из первых открытых городских ансамблей - не-
большая Семёновская площадь на берегах Фонтанки у Семёновского моста.
В конце ХV111 века, когда на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны был возведён Михайловский замок, начал подвергаться перепланировке и весь обшир-
ный район царских садов. Михайловский замок вместе с двумя павильонами кордегар-
дий и плацпарадной площадью Коннетабля, где в 1800 году был установлен памятник Петру 1, созданый скульптором К. Б. Растрелли раньше, представлял собой величест-
венный и своеобразный ансамбль, изолированный от города каналами и парками.Да-
лее перед замком стали сажать деревья и разбивать парк.
В Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Пе-
тербурга, позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведе-
нием правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась.
Новый градостроительный заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие,- проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей ново-
го типа. Разнообразные по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда охватывали площади вместе с их окружением.Они принадлежали городу и их тип можно назвать открытым или городским.
В начале Х1Х века внимание градостроителей привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова. В 1805 году началось создание её архите-
турного ансамбля, и к началу Отечественной войны 1812 года были закончены её цент-
ральные элементы - Биржа с Ростральными колоннами, Новобирживой гостиный двор и гранитные набережные. Здание биржи архитектора Т. де Томон, решённое как окру-
жённый колоннадами древнегреческий храм, было поставлено на месте начатого строительством по проекту Д. Кваренги здание того же назначения и снесённого, по-тому, что оно не согласовывалось с планировкой окружения, предложенной архитектором А.Д. Захаровым. Художественные требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов; в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую.
Реферат опубликован: 11/07/2009