Страница: 6/16
Итак, обобщая имеющиеся определения и понятия культуры, мы можем выделить следующие подходы и понимания этого сложного феномена:
1. Культура – это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.
Первая точка зрения известна как ценностный поход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности – «Совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии»(118).
По мнению ряда авторов /А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.А. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, Г.Ф. Францев и др./, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Таким образном, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Основные проблемы, которые рассматриваются авторами данного научного направления исследований культуры, касаются ценностей, их структуры, объекта и субъекта.
Исследования культуры как совокупности ценностей позволяют определить, что считается важным и полезным в педагогической деятельности и воспроизводиться в ней, как развиваются представления педагогов о предмете, целях, содержании, методах педагогического процесса в конкретной реальности.
Но, вряд ли, исследование культуры как социального и педагогического явления можно ограничить лишь анализом ее аксиологического аспекта. Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор ценностей, образовавшегося в процессе исторического развития общества и являющимся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяют с достаточной полнотой исследовать его внутреннюю сферу.
2. Культура – это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта.
Особенность второй точки зрения (личностного подхода) состоит в том, что ее сторонники /Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Л.Н. Коган, В.К. Келле, Л.К. Круглова и др./ подходят к определению культуры с точки зрения человеческой личности, понимая под культурой ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют человека как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса. Так Л.Н. Круглова считает, что «культура» - это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности». Рассматривая культуру « сквозную общественную систему, пронизывающую все стороны жизни общества» /86/, В.М. Межуев понимает под культурой « не только станки, машины, произведения искусства, научные работы, созданные людьми, но и самих конкретных людей, во всем многообразии и всесторонности своих жизненных проявлений, во всей полноте своего индивидуального бытья» /119/.
Л.Н. Коган, подчеркивая основную социальную функцию культуры человечества, видит главную цель культуры-формирования определенного типа личности /79/.
При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры, и как приемник исторического наследия, и как творческое начало истории. При таком понимании культуры оказывается, что приобщение к ней индивида является моментом личной биографии каждого человека. Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптимальность этого процесса и перед индивидом и перед собой. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры.
3. Культура – производное человеческой деятельности.
Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным характеризует культуру как совокупность способов по претворению человеческих сил и способностей в объективно социально значимые ценности. Одним из основных в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку.
По нашему мнению большой интерес представляет точка зрения Э.С. Маркаряна, который разделяет деятельностный подход на две концепции:
1. Концепция культуры как творческой деятельности (Э.А. Баллер, А.В. Болдырев, Н.С. Злобин);
2. Культура – как специфический способ человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Коршунова, Э.С. Маркарян, В.С. Семенов).
Реферат опубликован: 15/09/2009