Страница: 7/16
Общая черта данных концепций состоит в том, что они рассматривают культуру процессуально и динамично, в постоянной протекции на человеческую деятельность. Но каждый из них делает это качественным отличным от других способом.
Проблема культуры как специфического способа человеческой деятельности глубоко разрабатывается в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.С. Давидовича, В.С. Семенова и других. При таком походе культура рассматривается как определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Так Э.С. Маркарян пишет: «В понятии «культура» абстрагируется способ деятельности, который отличает проявление человеческой активности. Именно практическая деятельность людей есть предпосылка и действующая причина всей истории культуры, которая возникла в деятельности общественного человека, в ней преобразуется и развивается» /81/. Культура выступает как механизм, который создан для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому и осуществляющий обмен деятельностью передачу от одного субъекта другому «сущностных сил», единства унаследованной и порождающий деятельности. Ее полагание, как способа деятельности как раз и предполагает то, что представляет собой изменяющуюся конкретную историческую совокупность тех приемов, процессуальных норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, взятой во всех ее изменениях и отношениях.
Но, как полагают Л.Н. Коган и Ю.Р. Вишневский, «не всякая человеческая деятельность развивает и обобщает культуру, а только та, в результате которой создаются новые образцы и ценности материальной и духовной жизни, в результате которой развивается и изменяется сам человек» /78/. Деятельность как способ развития культуры включает в себя, прежде всего культуротворческую деятельность, в ходе которой создаются и преобразовываются ценности культуры. Именно культура, выступая в форме активной человеческой деятельности человека, человеческой , личности, так как известно, что личность формируется только в процессе культурной деятельности и посредством ее.
Таким образом, культура есть универсальный способ деятельности и в качестве итога, результата этой деятельности культура выступает как совокупность созданных и накопленных человечеством культурных богатств, как особого рода культурная реальность, которая служит одной из главных оснований всей человеческой деятельности и человеческого бытья. В этом и есть главная ценность культуры.
При всей оригинальности и своеобразии рассматриваемого аспекта исследования культуры нельзя считать единственным и универсальным. Как и при анализе аксиологического подхода, мы устанавливаем факт исключения субъекта деятельности и культуры. Обосновывая данный подход, авторы сосредотачивают внимание в основном на структурно функциональном анализе, что обедняет весьма, по нашему мнению, такого явление как культура.
Неотъемлемым, точнее сказать интегративным признаком культуры, которая объединяет различные виды деятельности и ее результаты в целостное явление, является творчество, с которым она неразрывно связана процессом реализации личностью своей деятельностный сущности.
Отличая творческую природу культуры, Н.С. Злобин утверждает, что «Культура – это творческая созидательная деятельность человека как прошлая зафиксированная, определенная в культурных ценностях, так и прежде всего настоящая основанная на распредмечивании этих ценностей , то есть превышающая богатства человеческой истории во внутреннее богатства живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке действительности и самого человека» /63/.
На диалектическую взаимосвязь культуры и творчества указывает Г.А. «Творчество не возможно вне культуры, ибо в отрыве от нее оно лишается условий и механизмов своего, но и невозможна помимо творчества, ибо она есть его объектированная форма, его предметное бытие» /48/. А. Болдырь также неоднократно подчеркивает неразрывную связь культуры и творчества: «Всякая культура жива особого рода деятельностью – творчеством. А творчество-это высшее напряжение духовных сил, это уникальное состояние сознания, где его сущность проявляется более отчетливо» /31/.
При творческо-деятельностном подходе культура рассматривается как воплощение сущностных сил человека, как диалектическое единство процесса и результата, нормы и творчества. Если не брать во внимание сущность в диалектической взаимосвязи ее результативного . выражения и процессуальности, предполагающей освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатства индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека /63/.
Реферат опубликован: 15/09/2009