Страница: 8/16
Обобщая подходы ученых в русле такого понимания культуры, И.Ф. Исаев пишет: «Первая проблема культуры – это взаимодействие людей, при котором происходит взаимообразное их формирование. Вторая проблема – культура имеет личностно-твореческую природу. Социальное взаимодействие обеспечивает актуализацию культуры. т.к. вне его культура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности» /67/.
Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает проблемы взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества, развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что процесс творческого развития личности, как процесс распредмечивания культуры, обусловлен не усилиями отдельных «интеллектуальных групп общества», а собственной общественно-преобразовательной деятельностью личности.
Концепция культуры как творческой деятельности открывает пути в практику воспитания людей, формирования творческой личности. Концепция культуры как специфического способа деятельности человека ориентирует на индивидуально-личностную сторону культуры. Обе эти концепции взаимно обобщают и, естественно, дополняют одна другую. «Общеметодическим основанием их, является стремление объяснить культуру, исходя из сущности человеческой деятельности» - подчеркивает В.В. Журавлев. Активное, сознательное творческое воздействие на окружающий мир, по его мнению, является специфической характеристикой человека /57/. Каждый из рассматриваемых подходов к Культуре имеет свою определенную методологическую ценность в зависимости от тех конкретных исследовательских задач, которые будет ставить перед собой тот или иной ученый.
Для нас большую ценность представляют собой второй и третий подходы к пониманию культуры, т.к. нами исследуется личность учителя, которая проявляется в его профессиональной деятельности.
В едином понятии культуры можно выделить две ее стороны: материальную и духовную. Материальная сторона охватывает сферу материальной деятельности, ее результаты, все то, что создает материальные условия жизни общества и физического существования человека. Определяемая уровнем развития производительных, сил, она служит базой становления и развития духовной культуры.
Под духовной культурой понимается производство, распределение духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д.
Она включает в себя все виды и формы общественного сознания, систему образования и воспитания, смену учреждений культуры. В силу многообразия воздействия духовной культуры на жизнь общества ее справедливо определяют как ядро «духовной жизни общества». /18/.
Духовная культура выступает как способ самостроительства личности, конструируется в виде призвания ее носителя. Она связана с выбором своего собственного образа, своей судьбы и роли. Это особенно, мы считаем, в наше время, когда феномен личности выдвигается на авансцену истории. «Не идея человека вообще, ни его ролевые структуры и человечность сама по себе, но их преломление через индивидуальные качества личности определяет сейчас действительность гуманистического сознания. Общечеловеческие ценности становятся таковыми не в силу обращения к среднесогласованным предметам человеческих обязанностей, но через обогащение их и идей личностью» /90/.
Очень образно и верно, с нашей точки зрения, дал определение духовной культуры и духовности С.Б. Крымский. Он пишет: «Духовность – это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря, которому реализуется себе тождественность человека, его свобода от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» / / .
Духовное развитие начинается там и только там, где есть ориентация на «другого человека» как такового, где учитывается «другая жизнь» как такая же ценность, как твоя собственная. Человек есть мера духовности.
Подходя к духовной культуре как к сложному, многогранному явлению в ней выделяют различные составные части и направления. Так различают философскую, нравственную, эстетическую, правовую культуру и другие. Одной из важнейших сфер духовной культуры является педагогическая культура.
Выявление педагогической культуры учителя как явления, которое требует особого внимания, обусловлено спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требования к личности педагога.
Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки будущих учителей, которые обладают общей и педагогической культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные вопросы.
Понятие «Педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, но нет специальных работ, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не раскрыта не в педагогическом словаре, не в педагогической энциклопедии, не в имеющейся педагогической литературе. Тем не менее, в связи с анализом собственной педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителей, преподавателей ВУЗов данная проблема нашла отражение в работах С.И. Архангельского, А.А. Деркача, А.А. Исаева, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максилова, А.Т. Маинко, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевича, Г.И. Хозяинова и других. Анализ современной специальной литературы позволяет выделить несколько направлений в теоретическом обосновании феномена педагогической культуры.
Реферат опубликован: 15/09/2009