Страница: 3/11
И, если люди со сформировавшейся системой ценностей и укладов осознают временный характер экономических трудностей нашего государства, то в неокрепшем сознании школьника основной доминантой в первую очередь являются деньги, зачастую не оставляя места для ценностей духовных.
Вошедшая в нашу жизнь религия не смогла в полной мере заменить ранее действующую систему продолжающегося воспитания личности, сформированную идеологией коммунизма. Образовался вакуум, который сразу же оказался заполненным культом денег, насилия и жестокости.
Порочную, на мой взгляд, роль в формировании личности школьника играют средства массовой информации, в первую очередь электронные. Дети слепо копируют навязанных героев, по данным ВЦИОМ, из 100 опрошенных детей в возрасте от 5 до 7 лет среди своих кумиров назвали героев американских мультфильмов и комиксов, известных своей неоправданной жестокостью, при этом только 30 детей смогли наизусть прочитать отрывок из сказок А.С.Пушкина.
Помимо электронных СМИ, дети сегодня являются жертвами разного рода зарубежных игр, составленных без учета возрастных особенностей психологии и физиологии ребенка, зачастую носящих разрушительный характер для психического и физического здоровья детей. Данная ситуация хорошо известна и уже стала предметом изучения психологов и врачей, однако результаты воздействия на сознание ребенка электронных СМИ и компьютерных игр лучше всего видны учителям в школе. Ребенок приходит в школу с ослабленным зрением, подорванной психикой, он не может сосредоточится, сконцентрироваться на учебном процессе. Известный советский нейропсихолог Л.С.Выготский пришел к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие прижизненного изменения "межфункциональных" отношений) как основной закономерности психического развития ребенка. Именно Л.С.Выготский сформулировал впервые положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте, когда очаг поражения (в нашем случае доминирующие в сознании ребенка стереотипы героев компьютерных игр и т.д.) вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение гностчиеских функций (так необходимых школьнику в процессе освоения нового материала), а именно гностических зон коры головного мозга (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм познавательной деятельности.
Нельзя не учесть и влияние семьи на школьника. Это влияние в первую очередь определяется интеллектуальным и образовательным уровнем родителей, их классовым положением и материальным достатком.
Руководствуясь А.С.Макаренко, учитель должен обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся, тщательно изучить среду, в которой растет ребенок, постараться дать родителям необходимые рекомендации по уменьшению негативного воздействия среды на ребенка.
Но главное, что должен делать учитель ‑ это сформировать из школьного класса (кружка) тот коллектив, который (опять же по А.С.Макаренко) смог бы воздействовать на личность каждого в отдельности.
Конкретные результаты труда каждого, достигнутые именно в данном коллективе позволят педагогу избежать конфликта между средой, где во главе углу находятся деньги и необходимостью привить учащемуся умения и навыки, предусмотренные школьной программой.
Тема данной работы, определена необходимостью обеспечения наглядности взаимосвязи предмета труда и доминирующих в сознании ребенка ценностей. Информационно-выставочное оборудование взято в качестве наиболее наглядного и осуществимого в условиях школьных мастерских предмета труда. Практически в каждом магазине, на выставках школьник имеет возможность непосредственного контакта с данными изделиями. И если разделочная доска, киянка или стусло, которые мы традиционно изготавливали на уроках труда носят прикладной характер применительно к обеспечению учебного процесса или в быту, то информационно-выставочное оборудование используется практически везде, где есть торговля, реклама и т.д., иными словами в бизнес-среде.
Очевидно, что возможности школьных мастерских далеко не ограничены изготовлением данного оборудования. Каждый учитель на основе изучения конъюнктуры рынка на близлежащих предприятиях и организациях, с учетом особенностей региона, где находится школа должен самостоятельно выбрать предметы труда для изготовления в школьных мастерских. Важно, чтобы при изготовлении этих предметов учащиеся получали необходимые теоретические знания, навыки и умения в соответствии со школьной программой.
Реферат опубликован: 21/10/2008