Естественно-правовая теория

Страница: 19/24

НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ ПО ПОВОДУ ЕСТЕСТВЕННОСТИ В ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ПРАВАХ

Сократ в своё время сказал, что только неведение является источником зла, а вовсе не природная предрасположенность. В то же время Ветхий Завет приводит факты, подтверждающие, что история человеческая начинается именно с греха, и "человек обречён на грех с самого своего рождения". В раннем Средневековье подобные споры, сосредоточились на вопросе об истолковании библейского мифа, описывающего грехопадение Адама. Августин утверждал, что человеческая натура была испорчена этим грехопадением и из-за ослушания первого человека всё остальное человечество обречено до скончания дней жить во грехе. Пелагий, извечный оппонент Августина, считал, что грех Адама есть всего лишь его личный грех и остального человечества он не касается; следовательно, каждый рождённый человек изначально имеет чистую и неиспорченную душу, какая была у Адама до грехопадения. В этом споре взял верх Августин, и человечество вынуждено было погрузиться в мрачные раздумья.

Представители позднего Средневековья выступили в защиту всё возрастающей веры в достоинство человека, в его силу и природную доброту. Мыслители Ренессанса, как и теологи вроде Фомы Аквинского в XIII веке, придали этой вере некоторую форму. Ещё в догматах Лютера и Кальвина идея врождённого зла находила своих сторонников, которые затем дали новую жизнь августиновской позиции.

В Новое время философы XVIII века провозглашали идею человеческого достоинства и силы, позже эстафету подхватил прогрессивный либеральный дух XIX столетия. Сама суть человеческой никчёмности и ничтожности перекочевала совершенно в новые, светские условия авторитарных систем, в которых только государство или общество признавались теми самыми внешними силами, которые управляют человеком, а сам человек, признав полную свою незначительность, должен был отойти на второй план и удовлетвориться покорностью и послушанием.

Найденные выдающимися представителями естественно-правового мышления Нового времени правила и заповеди не были чистой теорией, а коренным образом изменяли практику государственно-правовой жизни. Школа естественного права постепенно формировала такой политико-правовой менталитет граждан, для которого неотъемлемыми ценностями становились права и свободы граждан, ограниченная роль государства в обществе. Все эти ценности на протяжении своего исторического развития глубоко укоренились в сознании и поведении людей, сделались общепризнанными, постепенно став реально действующими и имманентными регуляторами деятельности индивидов. Исторический опыт Запада показывает, что именно "снизу", от граждан, исходило требование менять действительность в соответствии с этими идеалами.

В своих работах З. Фрейд использовал язык психологической теории для выражения и описания этих двух полярных идей. В некоторых моментах Фрейд был типичным представителем духа Просвещения, убеждённым в том, что человек имеет полное право защищать свои естественные интересы от давления социальных условностей и общественной культуры. Но вместе с тем, он высказывал идею, что человек от природы ленив и имеет склонность потворствовать своим прихотям, что человека следует принуждать к социально полезной деятельности – "инстинкт смерти", выражающий самую радикальную концепцию врождённой деструктивности человека.

СПОР О НРАВСТВЕННОМ СМЫСЛЕ ИЛИ

ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Павел Иванович Новгородцев[8] (1866-1924 гг.) известен в отечественной и зарубежной литературе как видный философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России.

"Нормы естественного права неизменны и всеобщи так же, как социальный идеал, и так же недосягаемы для реализации в жизни. Естественное право подготавливает организационные структуры для самых разнообразных форм человеческого общежития, в идеале оно стремится стать неким порядком, который будет соблюдаться не в силу боязни наказания, а просто в силу понимания его необходимости и разумности"[9].

Этический момент в естественно-правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего положения с точки зрения нравственного долженствования. Новгородцев считал основным вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических установлений. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая сторона понятия естественного права, согласно Новгородцеву, выражается в протесте нравственного сознания против недостатков действующего правопорядка. Вывод Новгородцева заключался в констатации двух существенных моментов естественно-правовой идеи: нравственной оценки положительных учреждений и стремления к философскому исследованию основ права. Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал ученый, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился органически соединить с этической теорией Канта. Результат не мог бы быть иным, чем идея естественного права с изменяющимся содержанием, выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если "право – минимум нравственности" (как утверждали Еллинек, В. Соловьев и др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий. По всей логике рассуждений Новгородцева сущность концепции естественного права с изменяющимся содержанием сводилась к проблеме перехода человечества от "должного, но не всегда возможного", к "должному, всегда осуществимому и потому обязательному".

Реферат опубликован: 24/08/2008