Страница: 22/24
Кроме того позитивистский подход страдает многими недостатками, главными из которых являются превращение права в инструмент государства самим же государством и нежелание анализировать содержательную сторону норм. Однако в полной мере проявились они при использовании методологии позитивизма в исследованиях неправовых нормативных систем. Но в этом случае позитивизм теряет предикат "юридический". Он превращается либо в нормологию, либо, по выражению В.С. Нерсесянца, в позитивизм антиюридический, как это случилось в СССР в 30-40-е гг.[12]
Страшный опыт Нацистской Германии, действия лидеров которой были абсолютно законны и правомочны, если под правом понимать только совокупность законов, заставил мировое юридическое сообщество снова вернуться к существованию базовых ценностей в праве, которые во второй половине XX века стали определяться как права человека.
Другие приоритеты в соотношении государства и личности определены в непозитивистских концепциях правопонимания. Я склоняюсь к убеждению, что теория естественных прав человека в своей основе является всё таки индивидуалистической, персоноцентристской. Эта модель исходит из
приоритета личности перед обществом и государством, подчеркивает прежде
всего значение свободы, автономии личности, ее независимости от
государства в самостоятельном "гражданском обществе". Например, сторонники
либерального подхода объявляют человека и его права высшей ценностью, хотя
некоторые современные российские авторы полагают, что такое ранжирование ценностей вряд ли верно. Шанс для каждого реализовать себя, свои знания, талант, способности, потенциал, добиться всего самому легальным путем. В этом суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных стартовых условий. Дальше все решают личные качества, инициатива. Пусть погибнет государство, но останется личность-индивид!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея естественного права развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
В средние века естественное право носило по преимуществу теологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского естественное право – конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея естественного права остаётся составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви.
Своё наивысшее социальное звучание идея естественного права получила в 17-18 вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи Просвещения – Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и др. широко использовали идею естественного права для критики феодальных порядков, как противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях естественное право выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечёт замену правления людей (т.е. абсолютизма) правлением законов.
В это же время, когда стали интенсивно развиваться международные отношения, и лидеры наций стали искать обоснования для альтернативы чисто силовому характеру межгосударственных отношений, идея естественного права послужила основой для появления международного права: "Естественный мотив" в отсутствие авторитетов, стоящих над государствами, выступал единственным отличным от силовых средством урегулирования отношений.
С упрочением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в. отказались от естественного права, объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях.
В 20 в. происходит процесс т.н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи естественного права, а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория естественного права оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов естественного права). После 2-й мировой войны 1939-45 гг. "Возрожденному естественному праву" придаётся прагматистский характер (например, естественное право "с меняющимся содержанием" или "естественное право конкретной ситуации").
Реферат опубликован: 24/08/2008