Страница: 23/24
Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие естественного права в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не "природой человека", а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным всё то, что стоит за понятием естественного права. Он придаёт важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т.ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями[13]. Ф. Энгельс отмечал, например, что естественное право и естественная справедливость представляют собой " .идеологизированное, вознесённое на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны"[14].
Хочу привести здесь парафразу очень важных слов профессора Утяшева М.М. относительно аксиологической составляющей темы моего диплома: "ценность нашего знания естественно-правовой теории сводится к тому, что с возрастанием этой нашей осведомлённости осуществляется особенный прогресс общественной мысли, представляющий собой возрастание степеней свободы человека, которое, в свою очередь, увеличивает возможности индивида осознавать своё достоинство и своё место в этом мире; появляется способность и понимать, и защищать свои права и гражданские ценности, независимые ни от национальности, ни от расы, ни от вероисповедания и т.д.[15]" Наконец, философия естественного закона внесла свой особый вклад в развитие того типа мышления, когда человек стремится занять по отношению к государству и праву моральную позицию.
В современных условиях утрачены многие различия между естественными правами, принадлежащими человеку как таковому, и позитивными правами, принадлежащими гражданину как члену политического, государственного сообщества. Дело не только в том, что само это различение с позиций правового регулирования искусственно, поскольку позитивные права также принадлежат человеку, но и в том, что естественные права с определенными гарантиями и ограничениями теперь закреплены в конституциях. Они стали позитивными правами, хотя в силу своих особенностей нуждаются в разработке особых юридических приемов и средств защиты.
По моему глубокому убеждению, ни в коем случае не следует разрывать позитивное право и естественное, противопоставляя их друг другу. Естественное и позитивное право едины, неотделимы друг от друга: естественное право определяет общественные границы и важнейшие параметры позитивного права, а позитивное создает реальные условия фактического обеспечения естественных прав человека и гражданина в любом гражданском обществе.
Между тем, надо видеть, что основа истинного смысла прав человека, фундамент этого грандиозного жизненного принципа, интегрирующего в себе все возможные законные притязания людей, заложена в естественной концепции права. Это самая почтенная и самая убедительная категория философии и юриспруденции"[16].
Вряд ли необходимы пространные цитаты и рассуждения, что естественные права являются таковыми в одном смысле и не являются в другом, что они принадлежат человеку не от рождения, а в силу рождения и т.д.
"Естественные права никем человеку не даруются и потому не могут быть отняты. Отсюда выводится понятие неотчуждаемости, неотъемлемости этих прав. Таковы право на жизнь, на телесную неприкосновенность, на свободное передвижение по стране, выезд и возвращение в неё, право на выбор места жительства, право на чистую воду и воздух, на вероисповедание и образование, право на достойную жизнь и на счастье. Список прав человека безграничен, а естественные права человека включают в себя, вбирают в себя все возможные и оправданные притязания людей на удовлетворение своих потребностей"[17].
И здесь я бы хотел особо отметить, что я нахожусь на стороне сторонников индивидуалистической концепции естественных прав, которые считают, что свобода одного ограничивается только там, где начинается свобода другого (и с абстрактных позиций это звучит неплохо), а также презумпции "разрешено всё, что не запрещено". “Такое понимание естественных прав содержит в себе и грамматическое толкование слова "право". Право разрешает. Закон запрещает. Как заметил Боден: "Право несёт с собой справедливость, а закон – приказ".
В сущностном смысле естественное право вполне обоснованно, противопоставляется положительному или позитивному праву. Во-первых, как идеальная форма в противовес несовершенному произведению людей. Во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому устойчивая, неизменная, в противовес, изменчивым и неустойчивым колебаниям людских пристрастий. Софисты утверждали, что законы и справедливость превращаются в произволение людей, которые, следуя своим изменчивым устремлениям беспрестанно меняют установленные правила поведения. Последнюю и самую удачную попытку соединить естественные права людей и положительные нормы права предприняли римские юристы. Им это неплохо удалось, чем я объясняю исключительно благотворное влияние римских юристов на развитие континентального права.
Реферат опубликован: 24/08/2008