Страница: 17/20
Нельзя также забывать и то, что в тех странах, в которых обязательное страхование осуществляется на основе договоров, договорные отношения регламентируются специальным законодательством о страховом договоре. Для формирования государственной политики в сфере обязательного страхования немаловажное значение имеет установление критериев допуска страховщиков осуществлять обязательное страхование. Во всем мире, в том числе и в России, страховая деятельность является тем видом предпринимательства, который регулируется государством особым образом. Одним из способов такого регулирования является требование соблюдения страховщиком условий, установленных государственными органами, для качественного проведения тех или иных видов страхования, в том числе и обязательного. В ФРГ, например, страховщики, осуществлявшие обязательное и монопольное страхование зданий и сооружений, до последнего времени были строго определены и функционировали как юридические лица, деятельность которых регулировалась публичным правом. Они были разделены на три группы.
1. Учреждения принудительного страхования. Обязательное страхование осуществлялось в силу закона. Страховая защита выполнялась автоматически с момента приобретения или постройки владельцем здания или сооружения.
2. Учреждения обязательного страхования.
Обязательное страхование осуществлялось в силу закона, но владелец здания или сооружения для установления страховых правоотношений должен был выразить свою волю, подав заявление в данное учреждение.
3. Учреждения монопольного страхования.
Владелец здания или сооружения не обязан был страховать их от пожара. Но если он изъявлял такое желание, то обязан был установить страховые правоотношения с учреждением монопольного страхования.
Данный пример показывает, насколько разнообразными могут быть условия, которым должны соответствовать как страховщик, так и страхователь при проведении обязательного страхования в рамках даже одного вида.
В Европе в XX в. обязательное страхование способствовало усилению процесса концентрации капитала. Государственное страхование существовало в различных формах: монопольной и немонопольной, добровольной и обязательной. При этом эти формы переплетались между собой. В результате классификация правовых форм государственного страхования выглядела следующим образом:
· добровольное государственное страхование, конкурирующее с частным (конкурентно-добровольное страхование);
· добровольное государственное страхование, имеющее в той или иной мере монопольной характер (монопольно-добровольное государственное страхование);
· монопольное государственное страхование, являющееся в то же время и обязательным (монопольно-обязательное государственное страхование);
· обязательное страхование в государственном (публично-правовом) учреждении. Проводилось в случае, если данный риск не был застрахован в частных страховых компаниях, т. е. за страхователем было сохранено право выбора страховщика и тем самым сохранялась страховая конкуренция — земское обязательное страхование в России (конкурентно-обязательное страхование).
Монопольное государственное страхование в Европе было специальным, т. е. его ограничение осуществлялось:
· по отдельным видам страхования;
· по объектам монопольного страхования;
· по районам действия монополии.
По первому виду государственной страховой монополии ограничение проводилось только по видам страхования (монополия по одному или нескольким видам или отраслям страхования), не ограниченным ни территориально (какой-либо отдельной местностью в пределах данного государства), ни каким-либо видом объектов (в пределах данного вида страхования). Далее следуют монополии, ограниченные видами и объектами страхования, но тоже не ограниченные территориально. Затем идут монополии, ограниченные видами страхования и районом действия, но не ограниченные в указанных пределах каким-либо одним видом объектов.
Реферат опубликован: 1/02/2010