Страница: 18/20
Возможен был четвертый вариант монопольного государственного страхования, ограниченного всеми тремя признаками — видами, объектами и районами действия страхования. В то же время надо признать во многих случаях условный характер этого ограничения монополий (конкурентная деятельность частных страховых обществ по монополизированным операциям; перестрахование монопольной государственной страховой организацией крупной доли своих рисков в частных страховых компаниях).
Юридические формы обязательного страхования можно подразделить на две основные группы:
· обязательное страхование, осуществляемое определенной (как правило, государственной) страховой организацией (обязательно-монопольное);
· обязательное страхование, осуществляемое любой, по выбору страхователя, страховой организацией (обязательно-конкурентное).
Обязательно-конкурентное страхование можно классифицировать следующим образом:
· страхование, при котором ни одной из конкурирующих страховых организаций не отдается предпочтения;
· страхование, при котором при сохранении за страхователем права выбора страховщика все же отдается предпочтение одному из страховщиков (как правило, государственному);
· эвентуальное страхование, при котором, если страхователь своевременно не использовал право выбора, наступает обязанность страховаться именно у данного страховщика.
Наряду с основной юридической классификацией обязательного страхования — по признаку права выбора страховщика страхователем — можно установить и иные классификации, например по признаку полноты обязательного страхования имущества в полной стоимости объекта или частичной, что позволит сочетать его с добровольным страхованием.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что современное российское страховое законодательство в области обязательного страхования будет не менее разнообразным по методам его регулирования и удовлетворит самые различные потребности субъектов страховых правоотношений.
В нынешний переходный период необходимо решить важнейшие задачи, которые возникают при формировании государственной политики в сфере обязательного страхования.
Одна из них — это разграничение предметов регулирования обязательного страхования (обязательного государственного страхования как его разновидности) и государственного социального страхования. Проблема усугубляется тем, что сегодня в России отсутствует закон о государственном социальном страховании, в котором были бы определены его понятия, цели, принципы, порядок и условия проведения. Анализируя отношения, возникающие при обязательном страховании и государственном социальном страховании, можно сделать вывод, что в отдельных случаях их трудно разграничить.
В настоящее время в Российской Федерации необходимо разработать концепцию развития страхования. Отсутствие концепции, подкрепленной соответствующими нормами, приводит к тому, что отдельные субъекты Российской Федерации пытаются использовать обязательное страхование в фискальных целях, как дополнительное налоговое бремя. Иногда обязательное страхование проводится в интересах какого-либо ведомства или какой-либо отрасли народного хозяйства.
В настоящее время из существующих более четырех десятков видов обязательного страхования более половины требуют приведения их в соответствие с Законом о страховании, а также с международной практикой. Например, обязательное государственное страхование граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и лиц, командируемых в зоны риска радиационного облучения, осуществляемое Росгосстрахом, в силу особенностей его проведения необходимо отнести к форме социального обеспечения. Обязательное личное страхование пассажиров — вид страхования, распространенный во всем мире. Однако если в России пассажир должен страховать себя сам, то за рубежом обязательное личное страхование пассажиров осуществляется путем страхования гражданской ответственности перевозчика. Необходимо также из Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» изъять нормы, регулирующие проведение добровольного медицинского страхования, так как отношения, возникающие при его проведении, должны регулироваться совершенно иными законодательными актами. Перечень несоответствий, которые в ближайшее время следует ликвидировать, можно было бы продолжить.
Реферат опубликован: 1/02/2010