Страница: 7/11
Это позитивная тенденция, связанная с улучшением инвестиционной привлекательности России по сравнению с .альтернативными рынками капитала
В то же время отток капитала может усилиться при ухудшении экономической конъюнктуры внутри страны (замедление экономического роста, высокие темпы инфляции, проблемы с обслуживанием внешнего долга). В конечном итоге для устойчивого притока инвестиций в страну необходимо снизить все еще очень высокую зависимость нашей экономики от мировых цен на сырьевые товары, составляющие основу нашего экспорта и доходов бюджета.
Анализируя роль государственного долга в накоплении капитала, нельзя обойти проблему финансирования ставшего хроническим дефицита федерального бюджета. В период рестрикционной монетарной политики покрытие дефицита осуществлялось преимущественно "неинфляционным" способом — за счет внутренних и внешних заимствований. Хотя параметры государственного долга России не выходили за рамки допустимых, составляя около 50% к ВВП, сложилась очень нерациональная его структура в силу преобладания коротких и дорогих долгов по ГКО. Особенно это относилось к внутреннему долгу.
Система государственного долга всегда была чрезвычайно эффективным способом накопления первоначального капитала. Россия в период реформ также не стала исключением из общих правил. На российском финансовом рынке государственные долговые обязательства мало что дали для реального капиталообразования в пораженной финансовым кризисом и кризисом неплатежей сфере производства, зато активно способствовали его "первоначальному" накоплению в сфере обращения. Государственные долговые свидетельства типа ГКО— ОФЗ до августа 1998 г. сравнительно легко обращались на российском финансовом рынке и служили притягательным объектом для спекуляций как со стороны резидентов, так и нерезидентов в силу своей высокой доходности. Так, в 1996 г. доходность различных выпусков ГКО колебалась от 60 до 215% годовых, поэтому многие российские банки обратили в тот период до половины своих активов в ГКО. Затем доходность ГКО планомерно снижалась. Однако мировой финансовый кризис 1997 г. спровоцировал отток краткосрочных капиталов с российского рынка, и правительству пришлось срочно принимать меры по обеспечению привлекательности государственных долговых обязательств для инвесторов. В результате доходность ГКО возросла с 19—22% в ноябре 1997 г. до 60—70% в мае—июне 1998 г. Отсюда и быстрый рост процентных расходов, которые изначально должны были оплачивать налогоплательщики. Не секрет, что в годы финансовой стабилизации именно рынок ГКО—ОФЗ оставался важнейшим источником прибылей коммерческих банков, компенсирующим значительную часть их потерь от других видов деятельности. Иными словами, наблюдалось субсидирование банковского сектора за счет российских налогоплательщиков.
Следовательно, в период борьбы с инфляцией использование пирамиды ГКО для финансирования бюджетных расходов не только превратило государство в банкрота в августе 1998 г., но и сыграло далеко не последнюю роль в процессе первоначального накопления капитала в России. О его масштабах косвенно можно судить хотя бы по размерам внутреннего госдолга, который в годы реформ сначала сокращался (с 36% на конец 1992 г. до 14,5% на конец 1995 г.), а затем снова возрос, составив более 20% ВВП в 1998 г. В условиях, когда Центробанк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия по регулированию госдодга только к планированию объемов очередного выпуска ГКО—ОФЗ. контроль над данным сегментом первоначального накопления взял на себя частный финансовый капитал, мало заинтересованный в инвестировании реального производства.
Реферат опубликован: 28/03/2006