Страница: 6/12
Желательно указать учащимся, что нельзя смешивать понятия «оптически более плотная среда» и «среда с большой плотностью».
Один урок или домашнее задание посвящается практической работе по определению показателя преломления стекла или воды. Желательно вычислить его значение относительно вакуума. Место для проведения этой работы в курсе физики определяется методом измерения. Если используется плоско-параллельная пластинка, то работу следует провести после введения понятия о показателе преломления. В случае применения опыта, изображенного на рис.4, оно проводится, когда учащимся уже знакомо явление полного отражения.
Изложение вопроса о полном отражении связывается с явлением разделения энергии света на границе двух сред и с анализом зависимости интенсивности отраженного и преломленного пучка от угла его падения.
Опыт ставится с оптической шайбой, при помощи которой узкий пучок света направляется на цилиндрическую поверхность стекла. При росте угла падения света на плоскую поверхность внутри стекла интенсивность преломленного пучка (в воздухе) уменьшается, а отраженного увеличивается. При угле полного отражения интенсивность последнего возрастает скачком. Это полезно иллюстрировать при помощи рисунков, где густотой точек в пучках отмечена интенсивность света (рекомендуется рисовать только параллельный пучок света). Дается определение, что называется предельным углом полного отражения, и формула для его вычисления.
.
Применение явления полного отражения в стеклянных призмах демонстрируется также на оптической шайбе. Рассматриваются случаи поворота светового пучка на 900 и 1800 (рис.5). Действие обращающей призмы наглядно демонстрируется на проецировании кюветы с жидкостью на экран.
Тема «преломление света» заканчивается рассмотрением хода лучей в плоско-параллельной и клинообразной пластинке (призме). Опыты со смещением лучей и получением изображений ставятся с фильтрами, чтобы исключить явление дисперсии. Демонстрируется, что в плоско-параллельной пластине выходящий пучок света параллелен падающему, а боковое смещение его зависит от угла падения и толщины пластинки (для этого надо иметь две пластинки разной толщины). Математический вывод этих зависимостей не нужен; они могут быть получены при решении задач.
Показывается, что наименьшее отклонение падающего пучка призмой будет при его симметричном ходе относительно граней призмы, т.е. когда угол падения равен углу выхода.
Для закрепления знаний приводятся возможные упражнения, например, вычислить скорость света в глицерине, если его показатель преломления 1,47, или объяснить, почему наблюдатель видит дно реки только вблизи и не видит его участков, расположенных чуть подальше.
Линзы.
При изучении линз выясняются их оптические характеристики, назначение и принцип действия. Дается квалификация линз, приводятся их схематические изображения и условные обозначения. При этом обычно указывается, что собирающие линзы толще посредине, чем по краям, а рассеивающие – наоборот. Однако это справедливо, лишь, когда показатель преломления вещества линзы больше, чем окружающей среды. В противном случае линзы с большей толщиной посредине будут рассеивающими, а с меньшей – собирающими.
Напоминается, что диафрагма ограничивает световой пучок, идущий от источника света, вырезает лишь часть светового потока. Линза, вставленная в диафрагму (оправу), собирает или рассеивает световые пучки[1]. Это действие линз иллюстрируется двумя параллельно поставленными опытами: с плоскими волнами на поверхности жидкости и со световым параллельным пучком.
Реферат опубликован: 10/05/2006