Страница: 8/12
На рисунке 7,в дано построение изображения точки в линзе, если она находится в стороне от оптической оси на расстоянии, большем радиуса главного сечения линзы. Относительно этой линии и строится изображение. Реальный пучок света ограничен на рисунке тонкими линиями.
Чтобы чертеж был более выразительным, лучи, ограничивающие весь пучок света, падающего на линзу, можно изобразить мелом (в тетрадях ученики рисуют обычным карандашом), а лучи, служащие для геометрического построения изображения, - цветным мелком (в тетрадях цветным карандашом) или толстыми линиями. Точечный источник света S (см. рис 7.) виден в пределах 4p стерадиан, а изображение – лишь в пределах ограниченного угла, зависящего от диаметра главного сечения линзы. Применив плоский рассеивающий экран, можно сделать изображение источника света видимым всему классу. Наконец, показывается, что светящаяся точка и её изображение сопряжены.
Методика изучения темы “волновые свойства света”. Интерференция света.
В качестве основного эксперимента по интерференции выбирают опыт Юнга, зеркала или бипризму Френеля или наконец, кольца Ньютона. Опыт Юнга действительно прост по своей идее, не требует дополнительного построения лучей, как в других опытах, числовой расчет несложен и, наконец, на волновой ванне легко осуществить аналогичный опыт. Однако он связан с явлением дифракции на щелях. Для истолкования опыта с зеркалами или бипризмой Френеля необходимо знать лишь соответственно закон отражения или преломления. И не смотря на то что явление отражения проще преломления, построение отраженных пучков и мнимых источников в двух зеркалах представляется более сложным, чем в бипризме. Поэтому опыт с бипризмой Френеля желательно выбрать в качестве исходного по интерференции.
Кольца Ньютона или цвета тонких пленок могут быть рассмотрены в качестве дополнительных иллюстраций.
Внимание учащихся надо обратить на то, что прямым доказательством волновой природы света явилась интерференция. Свет, прибавленный к свету, не только усиливает свет, но может ослабить его и даже гасить. Ставятся два опыта, подтверждающие это, - с волнами на воде и со светом.
Принцип действия волновой ванны следующий. Волны на поверхности воды (рис.8) действуют как рассеивающие (А, В) и собирающие (C, D, E) линзы. Поэтому на соответствующих участках экрана будет усиление или ослабление света (вне связи с явлением интерференции).
Два вибратора, насаженные на стальную пластинку и совершающие колебания синхронно, при погружении в воду дают две системы круговых водяных волн, которые, интерферируя, образуют ряд максимумов и минимумов. Так как волны рассматриваются в теневой проекции, то будут видны темные и светлые полосы. Полезно показать опыт при одной, а затем при другой частоте колебаний стальной пластинки, для чего её длину следует изменить. Картина интерференции от этого не изменится – будут лишь другими расстояния между максимумами и минимумами интенсивностей колебаний.
Оптический опыт ставится с набором А.П. Кузьмина[2]. Пучок свет, полученный после конденсора проекционного фонаря 1 (рис.9), равномерно освещает узкую вертикально расположенную щель 2. Щель является источником излучения для призмы Френеля 3,помещенной от неё на расстоянии 10 – 15 см. Затем два пучка света проходят через светофильтр 4, расположенный в деревянной рамке, как для проекции диапозитива. В пазы этой рамки помещены раздельно два светофильтра, например красный и синий. Наконец на расстоянии до 2 м от бипризмы на демонстрационном столе размещается переносной белый экран 5 размером примерно 30Х50 см. Длина щели и ребро бипризмы должны быть параллельны. Если дополнительно используется цилиндрическая линза, то образующая также должна быть параллельна щели. Вначале добиваются этой параллельности, а затем щель сужается до 0,15 – 0,1 мм.
Реферат опубликован: 10/05/2006