Страница: 4/9
Термин "сердце" имеет широкое толкование, так как в нем закодированная определенная культурная познавательная традиция и для нас есть существенным его трактование как образа или символа, который несет на себе духовная нагрузка. В этом контексте мы имеем определения этого срока от менее широкого, которое включает только его эмоциональная окраска, например, " сердечный, принадлежит к сердцу; добрый, чувствительный; нар. сердечно, искренне, от души; сердешный тот, кого жалеют, ком сочувствуют; сердцевина, середина ствола в дереве; сердить, сержу, гневить, сердиться - чувствовать гнев на кого-нибудь; старательность, усердие; бессердечный, нечуткий, жестокий; . добросердечность, добрый, (сердобольный); милосердие, милосердный; шут. сердцеед; сердцевед (знаток человеческого сердца), "сердце это символ средоточия чувств и переживаний", к более широкого, где сердце признается, как " . дух, душа; средоточие жизненных сил человека; совокупность ощущений, мыслей и чувств; помысел, мысль".
Этимологический анализ слова "сердце" отображает всю важность этого образа для славянской культуры, всю его глубину и многозначность: сердце связан с эмоциями человека, с его чувствами и стремлениями, оно есть центром ее моральной жизни (не удивительно, что иногда сердце отождествляется с душой), органом которым мы воспринимаем Бога и, даже, той "бездной", которая предопределяет, так сказать, поверхность нашей психики.
Естественно, что, рассматривая факторы, связанные с возникновением "философии сердца" в Украине, прежде всего, опираемся на эмоциональность (в первую очередь творческую, чем бытовую), которая присущая украинскому характеру и "обнаруживается в высокой оценке жизни чувство" и характеризуется такими особенностями как: своеобразное видение природы (образ степи - образ величественность, "бушевание" природы); юмор (в котором отбивается "артистизм" украинского характера); эстетизм народной жизни и обрядность. Поэтому чувства и эмоции оцениваются, даже, как путь познания, а сердце становится центром "микрокосмоса" (человека), так как в "сердечной глубине" кроется все, что есть в целом мире.
Надо указать, что на постановку проблемы концепта "сердца" в украинской культуре существует и другая точка зрения. Так, например, Тарас Закидальський в своей статье "Опыты в диаспоре над историей украинской философии" пишет: "Тезис, который украинская философия "кордоцентрична", не выдерживает критики: во-первых, потому, что тема сердца ограниченная лишь до нескольких мыслителей, во-вторых, потому, что даже в тех нескольких мыслителей, это не главная тема их соображений, и, в конце концов, потому, что эти мыслители не составляют философской традиции: их учения о сердце не связанные между собою и каждого из них подходит к этой теме из другой перспективы и с другой целью".
Так кто же правый? Имеет ли эта философия украинское основание? Ответ зависит от того что именно понимать под "философией сердца". Считаю, что выработанное общее понятие требует дальнейшего систематизирования и размежевания разных аспектов. Оставляя для всего круг вопросов, которые возникают при решении этой проблемы общее название "философия сердца" (метко изобретенную Дмитрием Ивановичем Чижевським) попробуем дать изложение этой систематизации, рассматривая ее в трех аспектах: психологически-эмоциональному, общехристианскому и символико-антропоцентричному. Однако следует заметить, что это распределение к определенной мере условный, ведь не всегда между этими аспектами можно провести четкую границу.
Первый аспект связан с чертой украинской национальной психологии - емоционализмом - предоставление высокой оценки чувствам, своеобразное видение природы (так бы говорить слиянием с ней), своеобразный юмор и т.п В этом аспекте сердце выступает как образ эмоциональной жизни. Этот образ прослеживаем уже у украинцев Княжеской поры, он обнаруживается в народных песнях, пословицах, сказках, в гостеприимности украинского народа. Примеров о сердце как эмоциональный образ можно привести великое множество. Так уже в "Слове про Игорев поход" - Игорь "взыскал ум своей силой и обострил мужеством своего сердца" . А в Золотом слове Святослав говорит: "Ваши храбрые сердца скованы в жестокой стали, и закаленные в отваге". Хартия, написанная в 1060 г. Анною, дочерью Ярослава Мудрого и королевой Франции вся пронизанная культом сердца, и за стилем и по смыслу отличается от других документов ее мужчины, Генриха I и ее сына Филиппа I.
Реферат опубликован: 7/12/2007