Страница: 6/9
Уже Платон имеет представление про "горение души", про "искру душевную". Стоики (Хризип) знают "сердце" как высочайшее в души. В Филона найдем противопоставления: председатель - сердце и разные названия для понятия душевной глубины. Прокл неоднократно применяет понятие "сердце". Много внимания уделяет образа сердца и Святом Письме. В нем говорится про "тайного человека сердца" (Петр. 3,4.). Сердце есть глубочайшим в души, оно открыто только Богу (Пс.43,23). Библия рассматривает сердце в разных аспектах: и как сущность всех познавательных действий души и как центр духовной жизни, и как ячейка чувств и эмоций человека. Сердцу приступна радость, благодушие (Єг.65,14); грусть, жаль (Пр.25,20-21); большое горе, боль (Єг.65,14); ревность, зависть (Як.3,14); гнев (Действия 7,54). Сердце может быть февралем (Єр.16,12); суетным (Пс.5,10); неразумным (Рифм.1,21) и т.п Только в старозаповетних текстах символ сердца упоминается 851 раз. Дале этот символ встречаем у отцов церкви такой как Климент, Ориген, Григорий Назиянський, Григорий Ниський, Августин и прочие.
Наука о сердце проходит с разнообразной терминологией через всю схоластику и становится одним из главных пунктов в творческом заделе немецких мистиков: Екгарта, Тавлєра, Сузо, Вайгеля, Арндта, Беме. Люйкенс в своих гравюрах к произведениям Беме широко использует символику сердца. Образ сердца отбивается в стихах Силезия, Етингера и Гана. Раздумья о роли сердца есть также и в Паскаля. Разделяя функции ума и сердца он выводит особую "логику сердца".
Целое философское течение, так называемые романтики (Йоган Гаманн, Фридрих Якобе, Йоган Гердер) и прочие делали акцент на чувстве сердца как на ключе к познанию Бога и глубокой природы человека. Главным представителем этого течения в XIX ст. был Фридрих Шлейермахер в философии что чувства и эмоции сыграют важную роль.
Развитие этой проблемы найдем и в Серена Киркегора, который утверждал, что религиозная и этическая правда прозревается и воспринимается человеком индивидуально, субъективно и только в самой глуби человеческого сердца. Дальнейшей разработкой концепта "сердца" в XX ст. занимались Макс Шелер (в своей теории "эмоционального интуитивизма"), Б.П.Вишеславцев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, В.В.Зинькевский.
Проходя везде разные культуры, сердце как эмоциональный и религиозный центр имеет разные названия. Так в буддизме этот центр носит название "ситта", китайцы зовут его - "синь", японцы - "кокоро". В восточной философии понятия "сердце" часто синтизирует в себе волю, ум и чувство. Важное место оскорблений сердца занимал и в верованиях давних египтян.
Вообще же каждая культура вместе с общими признаками отбивает и свое восприятие этого образа. Так, например, несмотря на общие черты, относительно образа сердца между индийской и христианской мистикой (в которых глубина сердца - это тот центр, где происходит столкновенье с Божеством), между ними много и отличий - "сердце" в индийский мистике имеет значение только "внутреннего" мира: запрятанную центральность и серцевидность по отношению ко всему, но оно не имеет той эмоциональности, эротического и эстетичного окраска, которое неминуемое в "христианском сердце".
Наиболее важным для нас есть рассмотрение "философии сердца" в третьем аспекте, который проявляет не только его философское значение, но и украинскую национальную специфику. В этом аспекте эта "философия" возникает как символико-антропоцентричная, связанная с "внутренним человеком сердца".
Если в XVII ст. происходит окончательная замена геоцентрической системы на гелиоцентрическую (начал этот процесс в европейской культуре еще в XV ст. Г.Коперник) и человек из центра Вселенной превращается в маленькую песчинку в необъятном Космосе, начинается, так называемый "кризис антропоцентризма". Один из возможных выходов, из которой предлагается в работах Г.Сковороды (и отчасти у Яна Коменского) - человек переставая быть центром Вселенной становится маленьким миром - "микрокосмом", а "внутренний" человек становится центром этого маленького мира.
Сковорода становится творцом на украинском грунте оригинальной "кордоцентричной философии" сутью, которой есть то, что, рассматривая человека как "микрокосм", он разделяет его на "внутреннего" и "внешнего", ставя при этом "чистое сердце" в центр этой "истинной", "внутреннего" человека и, даже, отождествляя с ним: "Глубокое сердце в человеке, больше всех и человек есть, и кто познает его"; " . все внешние наши члены держат в сердце скрытую сущность свою, как пшеничная солома содержится в своем зерне"; "сердце наше есть точным человеком"; "сердце твое есть председатель внешности твоей"; " .истиной человеком есть сердце в человеке, а глубокое сердце, один лишь Богу познаваемое .". Эти мысли мы встретим в разных работах Сковороды на протяжении всего его творчества и это дает нам основание утверждать, что соединение "внутреннего" человека с сердцем не является для Сковороды чем-то случайным, наоборот, эта глубоко продуманная система его философских мыслей. Проблема сердца в работах украинского мыслителя неразделимо связанная с Богопознанием. Поэтому путь познания своего сердца - это путь к постижению трансцендентного - "Один труд в этих обоих - познать себя и постичь Бога, познать и постичь точного человека". И поэтому так важно иметь "чистое" сердце, так как оно есть Божье. "В сердце чистое! Ты новой век, вечная весна, благообразное небо, обетованная земля, радость, тишина, покой Божий, суббота и большой день Пасхи". Сердце у Сковороды - это точка, центр человеческой души, которое не существует нигде в мире, но вместе с тем оно есть везде, во всём человеческом существе. "В сердце, бездна всех вод и небес более широкая! Какая ты глубокая! Все охватываешь и составляешь, а тебя ничто не вмещает". Не потому ли жизни обнаруживается путем поиска центра и если ты ее находишь, то понимаешь свою целостность. Не случайно, тема сердца у Сковороды связанная с темой пути (следование от периферии к центру).
Реферат опубликован: 7/12/2007