"Философия сердца" П.Д. Юркевича

Страница: 8/9

И, даже, если применение символа сердца у этого мыслителя имеет обще христианский характер и не отбивает своеобразной украинской специфики, важно уже его обращения в своем творчестве к "концепту сердца", что есть еще одним свидетельствам его принадлежности к украинской культурной традиции.

В творческом заделе М.Гоголя сердце выступает и как эмоциональный образ и как христианский символ. Найдем мысли и о внутренней жизни сердца (в особенности много их в письмах писателя). Так вот, "концепт сердца" в М.Гоголя соединяет все три рассмотренные выше аспекта, который еще раз свидетельствует об определенной условности данного распределения.

В ходе научного исследования доказано, что первые два аспекта "философии сердца" (психологически-эмоциональный и обще христианский), которые ярко отразилось в украинской культуре, не составляли какой-то оригинальной философской традиции, ведь рассмотрение "сердца" как образа эмоциональной жизни человека и центра его морального бытия и духовности встречаются в культурах многих народов. Более важным для исследования украинской философской мысли есть рассмотрение "философии сердца" в третьем аспекте, который имеет национальную специфику и возникает как философия символико-антропоцентричного направление, связанная с "внутренним человеком сердца". Творцом этой новой оригинальной "кордоцентричной" философии возникает Григорий Сковорода, тем не менее, трактование символа "сердца" в близком к тому значении найдем уже в произведениях Г.Смотрицького, Т.Ставровецького, Д.Туптала.

Начало мистической интерпретации сердца было положено в 1860 году пространной статьей П. Д. Юркевича "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия". Здесь сердце описывалось как особый орган души, который является средоточием всей телесной и многообразной духовной жизни человека, сердце называется исходищами живота и истоками жизни; оно есть коло рождения нашего (Иак. 3,6), то есть круг или колесо, во вращении которого заключается вся наша жизнь.

Представление о роли сердца в душевной жизни человека находит обширное подтверждение в Писании. Рассмотрению этого вопроса специально посвящена книга П.Д.Юркевича „Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия“. Действительно, душевное сердце служит местом проявления влечений, аффектов и чувств. В сердце боль душевная (Прит.14.10), чувства любви (Суд.16.15), доверия (Прит.31.11), отвращение (Прит.5.12), радость (Пс.18.9), даже радость опьянения (Зах. 10.7). Сердцу приписывается не только эмоциональная, но и интеллектуальная деятельность. „Мудрое сердце» служит в Библии постоянным оборотом речи. „Широта сердца» означает всеобъемлющий разум (1Паp.29.18). В сердце находятся также и нравственные принципы (Пс.39.9).

Таким образом, сердце согласно библейским представлениям, является средоточием всего человека, всех его душевных сил. Это не означает, что душа человека тождественна душевному сердцу, но она наиболее ясно и полно отражается именно в нем. Это касается не только чувств, но и мыслительной деятельности. Аристотель, например, полагал, что именно физическое сердце, а не мозг, является органом мышления), а точка зрения продержалась вплоть до II века н.э.). Паскаль писал об особой „логике сердца“, а Гегель определил душу как „мыслящее сердце“ [6, с.88]. Одухотворенное, очищенное сердце является также средоточием духа человека.

Выводы

На основе написанного выше подведём некоторые итоги так называемой «философии сердца» Памфила Даниловича. За вечно изменяющимися явлениями природы, воспринимаемыми нашими органами чувств, Юркевич пытался (в духе платонизма) обнаружить неизменную идею объекта. Согласно его учению, в этой идее мышление и бытие тождественны. Истина обнаруживается не только мышлением, но и «сердцем», так как обнаружение истины связано с религиозными и нравственными стремлениями человека. В этом процессе восхождения к истине знание сочетается с верой, которая представляет более мощный фактор, чем просто эмпирическое содержание мышления. Без любви, говорил Юркевич, нельзя познать бога; высочайшая ступень восхождения к абсолютному, т.е. богу, является уже мистическим созерцанием. То, что может существовать, становится действительным через посредство того, что должно быть, а именно через цель идеи добра.

Реферат опубликован: 7/12/2007