Страница: 2/7
Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску". Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.
Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их. Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом "сечении" экономических, социальных, политических и других и есть межличностные отношения. [1.c.73,cм.рис.1]
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляется единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. В не их нет где-то "чистых" общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент.
Набор чувств можно сведи в две большие группы:
1. коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства.
2. дизъюктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.
Традиционная социальная психология обращала внимание на межличностные отношения, поэтому был разработан арсенал методических средств. Главным средством является широко известный в социальной психологии метод социаметрии. Нужно несколько слов сказать о проблеме общения в целом. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно потребляемому английскому термину "коммуникация", но и то, потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии. Оба ряда отношений – человека и общественные, и межличностные раскрываются в общении.
Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся в статике форм общения. [ 2. c. 632 ] В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.
Реферат опубликован: 31/05/2009