Византия

Страница: 1/7

Первые столетия существования Византийского государства можно

рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма

и принципы христианства.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было

сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие

философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика

сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных

учений, иудаизма, манихейства. Однако

христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и

неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и

неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только

синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-

религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные

философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и

то, что христианство не только боролось с античной философией, но и

использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства

со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между

христианским и античным миросозерцанием.

Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли

необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для

использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия

Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна

Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с

неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение

риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,

закладывают собственно фундамент византийской философии. Их

философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского

мышления. В центре их философии находится понимание бытия как

совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а

следовательно, мира и человека.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех

сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Патристическая литература, библейская космография, литургическая

поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская

агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу

овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной

культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение

к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с

античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему

символов. На смену античному представлению о героической личности,

античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих

на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не

надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,

раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он

бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в

этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью

выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется

и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе

истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,

обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения

истории ранневизантийских историков и хронистов.

В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей

средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской

империи".

-----------------------------------------------------------------------

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической

напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве

наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей,

образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с

христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры

рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей,

писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в

церковно-догматическом мышлении.

Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства

и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика

развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом

Реферат опубликован: 14/03/2009