Страница: 6/7
неотъемлемый элемент множества византийских житий.
Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических
произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической
поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и
агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит
стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок
монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на
шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в
XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и
художественных форм. Как во времена античности, эпистолография,
изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии,
стала средтвом ярко эмоционального повествования, самовыражения
автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в
этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.
Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются
опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за
всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно
расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение
идейного и художественного содержания литературы за счет усиления
народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно
предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе
цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в
возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
На второй период приходится также и расцвет византийской
эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские концепции образа и на их основе
разработать терию соотношения образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ
образов символических и миметических (подражательных), - по-новому
осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета
живописи в религиозной культуре.
Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее
направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии
прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте
человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами
эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское
искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно
концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство;
возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого
посвящались специальные труды.
В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,
пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на
художественную практику ряда других стран Европы и Азии.
Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были
особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на
судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов
изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)
возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.
Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно
возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более
устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху
иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора
сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения
светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать
византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось
усилением стилизации, призванной служить целям передачи через
зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в
этом образе религиозной идеи.
Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного
мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.
В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,
богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако
подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на
XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа
мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в
Реферат опубликован: 14/03/2009