Византия

Страница: 5/7

совершенно очевидной необходимость повышения образованности

духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке

общего подъема духовной культуры новое направление в научной и

философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия,

сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и

развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и

литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь

при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях

рационализма и практической пользы и стараясь посредством

естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем

рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым

нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.

Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма

часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо

мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на

рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была

определена крупная идейная и политическая роль в последующем : она

легла в основу могущественного течения в православной церкви в

XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова,

развившего тезис о возможности для человека реального единения с

божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира

путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной

молитвы".

Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в

интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами

Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения,

отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в

развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и

неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был

Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и

при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков

древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным

("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и

примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма,

подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания

оккультных наук.

Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной

византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы

античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример

тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна

Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.

Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут

теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в

особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами.

Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой

отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,

отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные

характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как

господствующие черты произведений литературы, созданных во второй

половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным

образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и

ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были

сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия

вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо

и потусторонее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное

идейное содержание литературы этого рода.

Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В

середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были

обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом

(Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.:вместо

наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные

образы, трафаретные сцены жизни святых.

Вместе с тем житиный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей

популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на

развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация

нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,

жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко

оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг

во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с

несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -

Реферат опубликован: 14/03/2009