Страница: 5/7
совершенно очевидной необходимость повышения образованности
духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке
общего подъема духовной культуры новое направление в научной и
философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия,
сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и
развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и
литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь
при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях
рационализма и практической пользы и стараясь посредством
естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем
рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым
нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.
Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма
часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо
мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на
рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была
определена крупная идейная и политическая роль в последующем : она
легла в основу могущественного течения в православной церкви в
XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова,
развившего тезис о возможности для человека реального единения с
божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира
путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной
молитвы".
Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в
интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами
Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения,
отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в
развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и
неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был
Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и
при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков
древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным
("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и
примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма,
подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания
оккультных наук.
Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной
византийской элиты убереч и культивировать рационалистические элементы
античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример
тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна
Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.
Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут
теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в
особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами.
Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой
отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,
отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные
характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как
господствующие черты произведений литературы, созданных во второй
половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным
образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и
ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были
сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия
вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо
и потусторонее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное
идейное содержание литературы этого рода.
Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В
середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были
обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом
(Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.:вместо
наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные
образы, трафаретные сцены жизни святых.
Вместе с тем житиный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей
популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на
развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация
нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,
жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко
оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг
во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с
несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -
Реферат опубликован: 14/03/2009