Византия

Страница: 3/7

великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом,

живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и

переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой

школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в

мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ

византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся

более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту

в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной

силы.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода

пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно

сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками

золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные коллонады,

великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу

церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной

трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и

даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре

и живописи, определилась ведущая линия развития византийского

искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.

Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в

формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали

постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в

меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие

ваварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.

Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не

сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла

сложное и многоликое явлениедуховной жизни эпохи. В V-VII вв.

поисходило становление христианской литургии, развивались новые жанры

вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,

включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый

колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых

представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую песенно-

музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из

этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный

смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и

неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности

музыки как искусства универсального и вто же время обладающего силой

массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило ее

в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять

доминирующее положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли

массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку -

античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,

жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место

театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,

пользующимися огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то

можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности

византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что

византийская культура была открыта други культурным влияниям

получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-

зировались главной , ведущей греко-римской культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города

империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами

ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,

где сохранялось богатое наследие античности.

Борьба светской и церковной культур особенно характерна для

первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры

первые века существования Византии были временем острой идеологической

борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных

коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного

творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века,

когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего

средневекового общества.

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на

время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время

иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления

императоров Македонской династии ( так называемое "Македонское

возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов

Реферат опубликован: 14/03/2009