Страница: 15/20
Баланс по текущим операциям. Традиционно большое активное сальдо Германии по экспорту иногда подвергалось критике за границей. Однако ознакомление с ее балансом по текущим операциям показывает, что активному сальдо внешней торговли противостоит высокий дефицит в "невидимом" балансе услуг. Расходы немцев, проводящих отпуск за границей, денежные переводы иностранных рабочих из Германии на родину, помощь развивающимся странам, взносы Федеративной Республики в кассу ЕС и в другие международные организации, а также негативное сальдо в доходах от имущества и состояний "съедают" прибыль, полученную от торговли. После объединения страны германский баланс по текущим операциям сошел поначалу даже на минус. Только за один 1990 г. положительное сальдо в объеме 79,0 млрд. марок упало до минус 30 млрд. марок. В 1999 г. в германском балансе по текущим операциям было зарегистрировано негативное сальдо в размере 32,8 млрд. марок. Тем самым Германия утратила свою прежнюю роль крупнейшего экспортера капитала в мире. Наоборот, для финансирования экономического подъема в восточной Германии в большом объеме требуется иностранный капитал.
3.5 Торговля.
Доля торговли в ВВП Германии составляет около 10 проц. Примерно на 610.000 германских торговых предприятиях трудятся сейчас более 4,6 млн. человек. Каждый восьмой, имеющий работу, занят в системе торговли. Несмотря на явную тенденцию к концентрации, здесь превалируют средние предприятия. Персонал около половины всех торговых фирм не превышает 2 человек. В 9 из 10 фирм работают не более десяти человек. Часто это бывает сам владелец и члены его семьи.
Оптовая торговля. Предприятия оптовой торговли поставляют товары от изготовителя или с международных рынков розничным торговцам, переработчикам или промышленным потребителям. Оптовая торговля обеспечивает товарами недлительного и длительного пользования, прежде всего, розничную торговлю. Наибольший оборот, как и прежде, имеет торговля сырьем, полуфабрикатами и вторсырьем. В 1999 г. общий оборот оптовой торговли превысил 1 трлн. марок. На 118.000 предприятиях оптовой торговли, в том числе на 10.000 - в восточных Землях, заняты 1,2 млн. человек.
Розничная торговля. В последние десятилетия в розничной торговле произошли коренные структурные изменения. Заметно выросло число крупных торговых центров в городских предместьях, особенно в восточных федеральных Землях. В результате обострилась конкуренция, уменьшилась маржа прибыли. Многие торговые фирмы, специализирующиеся на продовольственных товарах, открывают все новые и новые филиалы. Наибольший оборот приходится на такие компании, как "Реве", "Едека/ ABA", "Альди" и "Метро". Параллельно идет процесс интернационализации. Все больше германских фирм розничной торговли расширяют свою деятельность за рубежом. В ответ на это иностранные конкуренты устремляются на германский рынок, например, американский концерн "Вэлмарт" или французская фирма "Интермарше".
В 1999 г. оборот розничной торговли составил 722 млрд. марок (без учета оборота аптек, автозаправочных станций, фирм автосервиса и продажи автомобилей). Доля оборота розничной торговли в частном потреблении в 1999 г. составила лишь 39,3 проц. (в 1991 г. - 42 проц.). На почти 440.000 германских предприятиях розничной торговли заняты около 2,837 млн. человек, из них 1,413 млн. работают по сокращенному графику. Из-за продолжающегося спада торгового оборота в 1999 г. число рабочих мест в розничной торговле сократилось.
В Германии насчитывается также около 60.000 имеющих собственное дело торговых представителей и маклеров, у которых работают 135.000 человек. Продажей автомашин, автосервисом и торговлей бензином занимаются около 55.000 предприятий, на которых трудятся свыше 520.000 человек.
Растущая "автомобилизация" общества и тенденция к выгодным оптовым закупкам благоприятно сказались на развитии потребительских рынков, супермаркетов и магазинов с низкими ценами. Множество мелких розничных торговцев (в Германии их магазинчики образно называют "лавками тетушки Эммы") не выдержали конкуренции. Однако средние предприятия за последние годы успешно выстояли в конкурентной борьбе с крупными фирмами, за счет индивидуального предложения, специализации, квалифицированных консультаций и индивидуального обслуживания. Мелкие и средние торговые предприятия все чаще кооперируют с крупными концернами в области закупок, сбыта и маркетинга. Федеральное Правительство оказывает им поддержку в виде многочисленных программ финансового содействия и специальных кредитов. Это, например, кредиты на формирование собственного капитала, на создание собственного дела, а также 10-процентная надбавка к инвестициям в развитие городской торговли в восточных Землях.
В 1999 г. определилась новая тенденция: поставка товаров на дом. В этой сфере экспериментируют такие крупные предприятия, как "Маркант Зюдвест", "Эдека", "Шпар" и "Отто-ферзанд". Новые возможности торговля видит в Интернете, многие фирмы создали уже свои онлайновые магазины. В 1999 г. оборот в сфере электронной коммерции составил почти 3 млрд. марок.
Реферат опубликован: 6/12/2008