Страница: 10/21
К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории(22).
Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя(23).
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана(24).
Современная Россия, занимающая 1/7 часть земной суши, едва ли не мировой рекордсмен по усложненности политико-территориального деления: 89 субъектов Федерации весьма разнородны по размерам территории, природным условиям, численности и составу населения, уровню развития экономики и культуры (25).
Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ(26).
В состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев и 49 областей, 1 автономная область и 10 автономных округов, Москва и называемый "второй столицей" город прямого подчинения Центру Петербург(27).
Российская модель федерализма сочетает два разных принципа : 51 субъект федерации выделен по территориальному признаку, 38 - по национальному. При этом автономные национальные образования, будучи самостоятельными субъектами Федерации, административно сами - подобно русской матрешке - входят в состав других субъектов (например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской области)(28).
Рис.7. Экономические районы и субъекты Российской Федерации(29, 30).
Экономические районы и субъекты Федерации:
Северный район |
Уральский район | ||
Северо-Западный район |
Западно-Сибирский район | ||
Центральный район |
Восточно-Сибирский район | ||
Волго-Вятский район |
Дальневосточный район | ||
Центрально-Черноземный район |
Северо-Кавказский район | ||
Поволжский район |
Северный район: Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Ненецкий автономный округ Вологодская область Мурманская область Северо-Западный район: Ленинградская область Новгородская область Псковская область город Санкт-Петербург Центральный район: Брянская область Владимирская область Ивановская область Калужская область Костромская область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тверская область Тульская область Ярославская область город Москва Волго-Вятский район: Республика Марий Эл Республика Мордовия Чувашская Республика Кировская область Нижегородская область |
Центрально-Черноземный район: Белгородская область Воронежская область Курская область Липецкая область Тамбовская область Поволжский район: Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область Северо-Кавказский район: Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Краснодарский край Ставропольский край Ростовская область Уральский район: Республика Башкортостан Удмуртская Республика Курганская область Оренбургская область Пермская область Коми-Пермяцкий автономный округ Свердловская область Челябинская область |
Западно-Сибирский район: Республика Алтай Алтайский край Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Восточно-Сибирский район: Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Красноярский край Таймырский автономный округ Эвенкийский автономный округ Иркутская область Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Читинская область Агинский Бурятский автономный округ Дальневосточный район: Республика Саха (Якутия) Приморский край Хабаровский край Корякский автономный округ Амурская область Камчатская область Магаданская область Сахалинская область Еврейская автономная область Чукотский автономный округ Калининградская область |
Реферат опубликован: 17/07/2006