Страница: 11/29
И. Ф. Анненский объясняет смысл и бытовую сторону этого ботанического мифа следующим образом. Убитый и забросанный камнями Икарий — это виноград под прессом. Эригона и эпидемия самоубийств, вызванная на земле подражанием ее смерти — это ягоды нового винограда, которым обвесилась лоза, когда проявленный и выжатый виноград уже дал свой перебродивший, пьяный сок. Пастухи выпили одно вино и тогда убили Икария, т.е. стали готовить другое. Переход Диониса в Аттику из Фракии знаменуется новой его разновидностью: из вакхического, то есть такого, который, по выражению Геродота, заставляет бесноваться, Дионис становится Лисием, т.е. разрешителем уз[67].
Изучая календарь с начала года, можно обнаружить праздник, который отмечался в Афинах в начале января. Назывался он Галои — от слова «halos», означающего и место абсолюта, и сад. Поскольку первое значение слова вряд ли применительно к празднику, отмечаемому в январе, то это, скорее всего, был праздник возделывания садов. Считается, что он включил в себя мистерии Деметры, Коры и Диониса и что он праздновался женщинами и был приурочен к сбору винограда и пробе нового вина[68].
В январе справлялись Ленеи — празднование выжимки винограда, сопровождавшееся торжественными процессиями. После принесения торжественных жертв в Ленеоне — храме Диониса в Афинах — начинался праздник, во время которого пробовали свежий напиток из нового урожая. По улицам деревень и городов ходили веселые толпы народа, а в самих Афинах устраивали богатые пиры на государственный счет. С середины V в. до н.э. этот праздник стали отмечать представлением какой-либо комедии, а с 240 или 241 гг. до н.э. в программу торжеств включили и трагедию[69].
Еще важнее были Анфестерии (в феврале), на которых сливались друг с другом различные воззрения и культы. Анфестерии были весенним «праздником цветов» и одновременно днями поминовения умерших. Длились они несколько дней.
М. Нильссон, много сделавший в области изучения греческой религии, в том числе — народных культов, описывает праздник Анфестерий так. В самих Афинах главным обрядом Анфестерий было благословение и ритуальное питье нового вина. Первый день праздника, Пифоигия, получил свое название от процесса откупоривания кувшинов с вином. Подобный обряд в то же самое время совершался в Беотии, но там он был посвящен Благому Даймону — богу, в честь которого совершались возлияния после каждой трапезы. В Афинах же смешанное жрицей вино доставлялось в святилище Диониса в Болотах и благословлялось перед богом. Каждому участнику вино наливали в особый кувшинчик, и поэтому этот день назвали «Праздник кувшинов» (Хоэс). Свою порцию вина получали даже маленькие дети, которым в этот день было принято дарить подарки, особенно маленькие роскошные кувшинчики. В школах в это время был выходной день, и учителя получали в этот день свое скудное жалование. На этот праздник пускали детей с четырех лет в знак того, что они уже не просто младенцы. Другой важной церемонией Анфестерий было ритуальное бракосочетание Диониса с женой высшего жреца Афин — архонта-царя. Это пример широко распространенного обряда, предназначенного для обеспечения плодородия. В фольклоре других стран можно встретить немало подобных примеров. В Греции они, по большей части, мифические. В Афинах было принято везти бога в город на корабле, поставленном на колеса. Ведь он был богом весны, приходящей из-за моря.
Третий день, или, точнее — вечер накануне третьего дня, был мрачным. Это был в Афинах день всех усопших. Умершим совершались приношения из овощей и возлияния вина. Примечательно сходство между Анфестериями и народными рождественскими обрядами в Скандинавских странах. Многие из этих обрядов, по-видимому, имеют отношение к плодородию. В праздник люди пьют и едят от души и от души веселятся. Но у праздника есть и мрачная сторона — умершие навещают свои прежние дома, где для них приготовляется постель и еда. Конечно, между этим праздником и Анфестериями нет никакой взаимосвязи, а просто любопытное сходство, основанное на относительной общности народных обычаев всех стран и эпох[70].
И все же самым крупным и ярким празднеством были Великие Дионисии, значение которых еще больше возросло, когда в середине VI в. до н.э. тиран Писистрат, поддерживавший в своей политике народные культы и обычаи, сделал их официальным всенародным праздником во всей Аттике, вторым по важности после Панафинейских торжеств. Первоначально Великие Дионисии длились пять дней, а с 488 г. до н.э. — шесть.
В первый день Дионису приносили в жертву козла; жертвоприношение сопровождалось хоровым пением гимнов в честь бога виноделия — дифирамбов. Затем торжественной процессией афиняне переносили статую бога из храма на склонах Акрополя в рощу, посвященную герою Академу, где вновь воздавали почести Дионису хоровым пением и жертвоприношениями. После захода солнца статую несли назад, в город, и устанавливали на специально подготовленной, утрамбованной или посыпанной песком площадке для выступлений хора певцов и танцоров — орхестре. На следующий день там соревновались между собой хоры молодежи и взрослых мужчин. Далее наступала очередь театральных представлений: трагедии, сатировской драмы, комедии. Поначалу играли только трагедии в течение трех дней, но с 488 г. до н.э. в программу празднества ввели и комедию, предназначив для нее третий день Великих Дионисий; затем 3 дня подряд играли трагедии. В последний день оглашали результаты состязаний и раздавали награды — сначала одним лишь поэтам, авторам наиболее понравившихся произведений, но впоследствии стали награждать и актеров — лучших исполнителей ролей или даже всю труппу[71].
Реферат опубликован: 15/04/2007