Страница: 29/29
[96] Гораций. Письма. II.1.145 сл.; Вергилий. Георгики. II.385; Тит Ливий. История Рима от основания Города. VII.2.
[97] См.: Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. М., 1964. С. 201,321.
[98] Об участии в этом празднике высокопоставленных лиц см.: Тацит. Анналы. XI.31; Элий Лампридий. Гелиогабал. 11; Юлий Капитолин. Антонин Пий. 11.
[99] Варрон. О сельском хозяйстве. I.1.4—6.
[100] Праздник этот происходил 17 марта (Штаерман Е. М. Либер // МНМ. М., 1981. Т. 2. С. 53). О его обрядах см.: Вергилий. Георгики. II.380 сл.; Тибулл. Элегии. II.155 сл.; Варрон. О сельском хозяйстве. I.2.19.
[101] Вергилий. Георгики. II.380—396.
[102] Штаерман Е. М. Латин // МНМ. Т. 2. С. 40.
[103] Колумелла. О сельском хозяйстве. XII.18.4.
[104]Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. С. 133—134.
[105] Сервий. Комментарий на Вергилия. «Энеида». III.20; IV.58.
[106] Preller L. Op. cit. S. 444.
[107] Овидий. Фасты. III.777; Цицерон. К Аттику. VI.1.12;IX.9.4.
[108] Овидий. Фасты. III.771—788.
[109] О судьбе культа Либера—Диониса в императорскую эпоху см.: Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961. С. 247—249.
[110] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.8.3—14.10.
[111] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 257.
[112] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.13.8.
[113] Там же.
[114] Там же. XXXIX.13.9;17.6.
[115] Там же. XXXIX.9.2.
[116] См., напр.: Нич К. В. История Римской республики. М., 1908. С. 248; Моммзен Т. История Рима. М., 1936. Т. 1. С. 820.
[117] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 258.
[118] Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 256—257.
[119] Бодянский П. Н. Римские вакханалии и преследования их в VI в. от основания Рима. Киев, 1882. С. 59.
[120] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 312.
[121] Цит. по: Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 313.
[122] Катон в своем трактате «Земледелие» даже специально оговаривал, что управляющему имением (вилику) запрещено обращаться за советам к бродячим предсказателям и халдеям (см.: Катон. Земледелие. 5.4).
[123] Ср., например, оценку, даваемую И. Л. Маяк: «Конкретные меры, принятые к пресечению собраний приверженцев культа Вакха, свидетельствует о беспокойстве римского сената о том, что под видом священнодействий скрываются тайные союзы, тайные организации, направленные на подрыв устоев как самого Рима, так и всей системы италийского союза. В пользу этого утверждения говорит сложность этнического состава вакхантов. Среди них Ливий называет римлян Эбутия, Атиниев, кампанцев Церриниев, фалиска Опитерния, т.е. людей, принадлежавших разным италийским народностям. И Ливий, и текст сенатского постановления, как мы видели, показывают, что вакханалии были распространены в различных частях Апеннинского полуострова… Сложность социального и этнического состава вакхантов, массовый характер вакхического движения, опасения властей перед ним позволяют думать, что вакханалии были выражением недовольства широких общественных слоев существовавшим порядком в Риме и по всей Италии» (Маяк И. Л. О запрещении вакханалий в Риме. С. 259—260).
[124] Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 126.
[125] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.15.2—16.13.
[126] Там же. XXXIX.15.8—9.
[127] Там же. XXXIX.15.10.
[128] Там же. XXXIX.16.3—4.
[129] Там же. XXXIX.15.11—12.
[130] Там же. XXXIX.15.13—14.
[131] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.16.8—9.
[132] Ф. Ф. Зелинский поднимается по этому поводу до обобщения, носящего, по-видимому, универсальный характер: «Судьба тайных обществ – тем более чужеродных — везде одинакова; кто не может проникнуть в таинственную завесу, поднимающуюся только для посвященных, тому за нее чудятся полные соблазна и ужаса картины, среди которых половой разврат занимает первое место» (Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 57).
[133] Мень А. Указ. соч. Т. 6. С. 315.
[134] Тит Ливий. История Рима от основания Города. XXXIX.17.5—7.
[135] Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия. С. 59.
Реферат опубликован: 15/04/2007