Страница: 2/8
В конце II - начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию пришли арии. Жители Пенджаба первыми познакомились также с саками, кушанами и другими выходцами из стран Ближнего и Среднего Востока. Позднее через Пенджаб проходили жестокие эфталиты (белые гунны). С VII в. н. э. началось проникновение мусульман в Южную Азию, и Пенджаб вновь выступил в роли своеобразного «буфера», теперь уже между двумя крупнейшими религиями Востока - индуизмом и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям». К середине XV в. Пенджаб представлял собой бурлящий котёл идей, в разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом фоне и возникает здесь новое религиозное течение. Основы его были заложены человеком по имени Гуру Нанак. Последователи Гуру Нанака стали называть себя сикхами - «учениками», а религия, основанная им, получила название «сикхизм».
ОСНОВАТЕЛЬ СИКХИЗМА
Гуру Нанак родился в апреле 1469 г. в деревушке Раи Бхои ди Талванди на западе Пенджаба. Нанак рос и воспитывался в индуистской семье и с раннего детства заметно выделялся среди своих сверстников. С момента его рождения в округе ходили слухи об исключительности мальчика, о его врождённой мудрости. Рассказывали, что, когда Нанаку исполнилось семь лет, его отвели к учителю-пандиту, чтобы научить читать и писать, и он на удивление быстро освоил пенджабскую грамоту. Тогда мальчик был отправлен в мусульманскую школу медресе, чтобы изучить персидский язык (в то время государственный язык Индии); благодаря этому он со временем смог бы занять место своего отца - учётчика земли в деревне. Обучение тонкостям сложнейшего персидского языка прошло у Нанака очень легко, и учёба в медресе также завершилась в считанные месяцы.
Когда Нанаку исполнилось девять лет, он должен был пройти индуистский обряд, дающий право носить священный шнур (привилегия высших каст в индуизме). Но, к удивлению и ужасу родных, в кульминационный момент этой необычайно торжественной церемонии мальчик отказался от шнура, заявив, что преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере, а шнур здесь ни при чём. Позже эта идея ляжет в основу его учения.
В детстве друзьями Нанака были дети из бедных семей, причём кaк индуисты (в основном низших каст), так и мусульмане. В юношеские годы он много общался с аскетами-индуистами и мусульманскими дервишами, жившими в лесах неподалёку от деревни, вёл с ними долгие религиознофилософские беседы, пытаясь постичь их образ мысли и жизни. Легенды рассказывают о том, что у Нанака был чрезвычайно красивый и мелодичный голос; он нередко впадал в транс и исполнял гимны и тут же сочинённые им песни, посвящённые некоему божеству, пронизанные идеей страстной любви к Всевышнему.
Несколько лет Нанак пробыл на службе у правителя Даулат-хана Лоди в Лахоре, столице Пенджаба. Однажды утром, как гласит предание, он совершал своё обычное омовение в ближайшей реке. На глазах у многих людей он нырнул, но так и не показался вновь на поверхности воды; и лишь спустя три дня, когда все считали его погибшим, он появился в городе. Но, как рассказывает легенда, это был уже совершенно другой человек. Его глаза излучали таинственный свет, над головой мерцал нимб, от всей фигуры исходило божественное сияние, и он хранил молчание. Когда же через несколько дней он заговорил, то прежде всего сказал: «Нет индусов и нет мусульман», а спустя немного времени произнёс: «Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми». Таковы были основополагающие идеи сикхизма, высказанные теперь уже Гуру Нанаком, посланником Бога.
После чудесного воскресения Гуру Нанак покинул службу при дворе Даулат-хана и отправился странствовать. Он побывал почти во всех наиболее важных местах, священных для индуистов, мусульман и буддистов. Гуру посетил Курукшетру и Панипат, Айодхью и Варанаси, Хардвар и Аллахабад, а также многие другие места, где, согласно преданию, разворачивались события великих индийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», места, где и сегодня в дни индуистских праздников собираются десятки и сотни тысяч паломников. Он побывал в Бодх-Гае - месте просветления Будды, совершил путешествие в Мекку и Медину, к главным мусульманским святыням. Об этих его странствиях повествует множество легенд, в которых трудно отделить вымысел от правды.
Существует, например, рассказ о том, как в Мекке сторож обнаружил Нанака спящим в мечети; к тому же он лёг ногами к мусульманской святыне Каабе. Растолкав его, сторож закричал: «Как смеешь ты спать, расположившись не головой к Богу, а ногами». Но Гуру Нанак спокойно сказал ему: «Добрый человек, тогда покажи мне ту сторону, где нет Бога», и мусульманин не нашёлся, что ответить.
Реферат опубликован: 23/04/2009