Страница: 8/8
в сегодняшней Индии сикхов-намдхари насчитывается несколько лакхов, т. е. сотен тысяч, но более точную цифру назвать трудно.
РЕФОРМАЦИЯ в СИКХИЗМЕ
Важнейшей вехой в истории Пенджаба и сикхизма была середина XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани включить эту часть Индии в свои владения была провозглашена независимость Пенджаба (1765г.). Сикхизм становится религией самостоятельного государства, возглавляемого сикхскими феодалами. Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего сикхизма (включавших осуждение неприкасаемости, отмену обрядов самосожжения вдов - сати - и умерщвления новорождённых девочек в зажиточных семьях, отказ от человекоподобных изображений божества и обожествления гуру, а также от услуг брахманов и т. д.) вызвал массовое движение за очищение религии. Возникли «строгие» секты (ниранкари – «не имеющий формы»; намдхари, о которой уже рассказывал ось выше, и др.). Идеи этих сектантских течений получили развитие век спустя в движении за реформацию сикхизма. Оно было реакцией на изменения в жизни Пенджаба, связанные с английской колонизацией. В стране формировались капиталистические отношения, укреплялся буржуазный национализм, расширялось просветительство. Последовала реформа в управлении гурудварами. Она заключалась в отстранении от власти махантов - настоятелей храмов, пользовавшихся благосклонностью англичан. Колонизаторы наделяли махантов землёй, и постепенно те превратились в крупных помещиков - землевладельцев, нередко преследовавших личные, корыстные цели.
В 1926 г. на политическую арену Пенджаба выходит партия Акали Дал (Орден Бессмертного), сформированная по религиозно-общинному принципу и выступавшая вначале за равенство мусульман, индуистов и сикхов. Влияние её заметно усилилось с 1947 г., когда в связи с предоставлением Индии независимости часть спорных пограничных территорий отошла к Пакистану. Тогда большинство мусульман переселились в пакистанский Пенджаб, а индуисты и сикхи - в индийский.
В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль. Примерно с середины 50-х гг. растёт и укрепляется национально-религиозное движение. В 1950-1960 гг. сикхи требуют создания единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) с тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет около 15 млн человек; это третья по величине - после индуистов и мусульман - религиозная группа страны (2% населения).
С середины 60-х гг. ХХ в. всё большую силу стала набирать борьба за создание сикхского государства Халистан. Последующие десятилетия принесли новые подтверждения тому, что сикхизм не только не сдаёт своих позиций в Пенджабе, но и оказывает всё возрастающее влияние на политические процессы в масштабах всей страны.
* * * * * *
История сикхизма - одной из самых молодых религий мира - насчитывaeт пять веков. По историческим меркам это не такой уж большой срок. Тем не менее эти столетия вместили в себя многое: зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в конце XV- начале XVI вв., дальнейшее формирование учения при девяти последующих гуру в XVI - XVIII вв., расцвет, трансформацию и возникновение современных форм сикхской религии. Религиозно-реформаторское учение Гуру Нанака благодаря простоте и доступности проповедуемых принципов, предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении, например, с индуизмом) пути спасения, а также что немаловажно - своему оптимистическому настрою привлекло к себе много единомышленников.
Список используемой литературы.
1. Энциклопедия для детей. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.
2. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта +, 1994.
3. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Человек и общество. – М.: Просвещение, 2000.
Реферат опубликован: 23/04/2009