Сикхизм

Страница: 8/8

в сегодняшней Индии сикхов-­намдхари насчитывается несколько лакхов, т. е. сотен тысяч, но более точ­ную цифру назвать трудно.

РЕФОРМАЦИЯ в СИКХИЗМЕ

Важнейшей вехой в истории Пенд­жаба и сикхизма была середина XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и успешного отра­жения сикхами попыток афганско­го правителя Ахмад-шаха Дуррани включить эту часть Индии в свои владения была провозглашена неза­висимость Пенджаба (1765г.). Сик­хизм становится религией самостоя­тельного государства, возглавляемо­го сикхскими феодалами. Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего сикхизма (включавших осуждение неприкасае­мости, отмену обрядов самосожжения вдов - сати - и умерщвления ново­рождённых девочек в зажиточных семьях, отказ от человекоподобных изображений божества и обожествле­ния гуру, а также от услуг брахманов и т. д.) вызвал массовое движение за очищение религии. Возникли «стро­гие» секты (ниранкари – «не имею­щий формы»; намдхари, о которой уже рассказывал ось выше, и др.). Идеи этих сектантских течений получили развитие век спустя в дви­жении за реформацию сикхизма. Оно было реакцией на изменения в жизни Пенджаба, связанные с анг­лийской колонизацией. В стране формировались капиталистические отношения, укреплялся буржуазный национализм, расширялось просве­тительство. Последовала реформа в управлении гурудварами. Она заклю­чалась в отстранении от власти ма­хантов - настоятелей храмов, поль­зовавшихся благосклонностью анг­личан. Колонизаторы наделяли ма­хантов землёй, и постепенно те пре­вратились в крупных помещиков - ­землевладельцев, нередко преследо­вавших личные, корыстные цели.

В 1926 г. на политическую арену Пенджаба выходит партия Акали Дал (Орден Бессмертного), сформирован­ная по религиозно-общинному прин­ципу и выступавшая вначале за равен­ство мусульман, индуистов и сикхов. Влияние её заметно усилилось с 1947 г., когда в связи с предоставлени­ем Индии независимости часть спор­ных пограничных территорий ото­шла к Пакистану. Тогда большинство мусульман переселились в пакистан­ский Пенджаб, а индуисты и сикхи - ­в индийский.

В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль. Примерно с середины 50-х гг. растёт и укрепляется национально-религи­озное движение. В 1950-1960 гг. сик­хи требуют создания единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой штат был создан, и боль­шая часть индийских сикхов (около 80%) с тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет около 15 млн человек; это третья по величине - после индуистов и му­сульман - религиозная группа стра­ны (2% населения).

С середины 60-х гг. ХХ в. всё большую силу стала набирать борь­ба за создание сикхского государст­ва Халистан. Последующие десятиле­тия принесли новые подтверждения тому, что сикхизм не только не сда­ёт своих позиций в Пенджабе, но и оказывает всё возрастающее влияние на политические процессы в мас­штабах всей страны.

* * * * * *

История сикхизма - одной из самых молодых религий мира - на­считывaeт пять веков. По историче­ским меркам это не такой уж боль­шой срок. Тем не менее эти столетия вместили в себя многое: зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в конце XV- начале XVI вв., дальней­шее формирование учения при девя­ти последующих гуру в XVI - XVIII вв., расцвет, трансформацию и возник­новение современных форм сикх­ской религии. Религиозно-реформаторское уче­ние Гуру Нанака благодаря простоте и доступности проповедуемых прин­ципов, предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении, например, с индуизмом) пути спасения, а также ­что немаловажно - своему оптими­стическому настрою привлекло к себе много единомышленников.

Список используемой литературы.

1. Энциклопедия для детей. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.

2. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта +, 1994.

3. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Человек и общество. – М.: Просвещение, 2000.

Реферат опубликован: 23/04/2009