Страница: 6/8
Из толпы тут же вышел сикх и вслед за Говиндом вошёл в шатёр. И тут . Толпа застьта в ужасе. Из-под полога шатра хлынула кровь. Спустя мгновение появился Гуру Говинд, держа в руке окровавленный меч. Он вновь спросил:
- Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?
Вышел ещё один сикх. Его тоже увели в шатёр. Снова хлынула кровь. Люди в ужасе и недоумении отпрянули и застыли, когда Гуру снова появился перед ними с окровавленным мечом и опять повторил тот же вопрос. Толпа начала роптать и поредела. Но нашёлся ещё один смельчак, а за ним ещё двое последовали его примеру. Новые потоки крови привели людей в ужас. А когда смятение достигло предела, из шатра вышли Говинд Сингх и . пятеро живых и здоровых сикхов.
Только тут люди поняли: Гуру испытывал их, чтобы отобрать самых бесстрашных и преданных вере. Убиты же были козы, приведённые в шатёр заранее. Это их кровь разливалась вокруг. Говинд Сингх объявил, что отныне тятеро любимых («панч пиаре», выходцы из разных каст, составят основу его «боевой дружины» - хальсы («ордена чистых»), и приказал принести чашу с водой. Мечом он размешал в ней сок сахарного тростника, а затем дал отпить из чаши всем пятерым и сам принял чашу из их рук. Гуру объявил, что таким отныне будет обряд посвящения в хальсу - святое боевое содружество сикхов, наиболее смелых и преданных вере.
Праздник продолжался. В те дни тысячи сикхов прошли обряд посвящения и стали истинными воинами. Что же касается пятерых избранных, то любая сикхская процессия и в наши дни напоминает об этих смельчаках: в каждом праздничном шествии всегда присутствуют пять человек с обнажёнными мечами на плечах, одетые в красивые шёлковые одежды. Это - память о тех пятерых, которые стояли у истоков сикхской хальсы. Сегодня эти пятеро - наиболее уважаемые и чтимые люди в каждой общине, будь то деревушка, город или вся сикхская община в целом.
Со времени Гуру Говинда Сингха и до наших дней у сикхов существует особая церемония посвящения в общинники, которую в определённом смысле можно сравнить с обрядом крещения. К имени сикхов стал добавляться воинский титул «сингх» («лев») - например, Рам Сингх, Арджун Сингх. Женщины общины к своим именам добавляют титул «каур» «львица». Тогда же был выработан и особый кодекс поведения сикхов, попучивший название «пять К». В соответствии с ним сикхам - членам хальсы- предписывается всегда иметь при себе кинжал (кирпан), железный браслет (кара) и носить короткие кожаные шаровары (качха). Они не должны стричь волосы и бороду (кеш); волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем (кангха). В большинстве случаев эти требования выполняются и сегодня; поэтому сикхов легко узнать в толпе: как правило, это высокие люди с правильными чертами лица, с накрученным на голове большим тюрбаном и с бородой либо окладистой, либо туго подвязанной бечёвкой. Сикхи, не стригущие волос, называют себя кeшдxapи (буквально - «носящие волосы») в отличие от сахадждхари тех, кто стрижёт волосы и не столь точно следует принципу «пяти К».
Кроме того, члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Вступление в хальсу добровольно, и оно непременно должно быть осознанным шагом. Поэтому инициацию - обряд посвящения в общинники, - как правило, проходят уже достаточно взрослые люди (их называют амритдхари «принявшие амриту»).
Хотя сикхизм возникал как религия, в значительной мере противостоящая индуизму и отрицающая многие его представления, тем не менее грань, разделяющую эти две религии, нельзя назвать чёткой. Многие идеи раннего сикхизма превратились со временем в свою противоположность. Сикхские идеи равенства всех людей перед Богом и отрицания каст остаются незыблемыми, но у самих сикхов также есть касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в индуизме.
СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ
у сикхов распространены праздники, связанные с годовщинами рождения или смерти почти всех их гуру. Некоторые из этих дат отмечаются пышно, Другие более скромно - в зависимости от традиций, сложившихся в той или иной местности или храме. Эти праздники носят название Гурпураб. В такие дни храмы-гурудвары украшают цветами, проходят торжественные чтения священной «Ади Грантх», послушать которые собираются толпы людей в праздничных одеждах. С полной нагрузкой работают трапезные, где по случаю празднеств готовят специальные сладкие блюда. Только в такие дни сикхи пьют бханг - напиток на основе индийской конопли; её перебродивший сок, смешанный с водой, даёт наркотический эффект.
Одним из самых ярких праздников является Байсакхи - день рождения хальсы, coвпадающий с первым днём месяца басакх (апрель - май) по индийскому календарю. Этот праздник отмечается в течение нескольких дней. Байсакхи называют праздником весны, когда в Индии после прохладных зимних месяцев и в преддверии сильнейшей жары всё пышно расцветает.
Реферат опубликован: 23/04/2009