Сикхизм

Страница: 6/8

Из толпы тут же вышел сикх и вслед за Говиндом вошёл в шатёр. И тут . Толпа застьта в ужасе. Из-под полога шатра хлынула кровь. Спустя мгновение появился Гуру Говинд, дер­жа в руке окровавленный меч. Он вновь спросил:

- Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?

Вышел ещё один сикх. Его тоже увели в шатёр. Снова хлынула кровь. Люди в ужасе и недоумении отпряну­ли и застыли, когда Гуру снова поя­вился перед ними с окровавленным мечом и опять повторил тот же во­прос. Толпа начала роптать и пореде­ла. Но нашёлся ещё один смельчак, а за ним ещё двое последовали его при­меру. Новые потоки крови привели людей в ужас. А когда смятение до­стигло предела, из шатра вышли Го­винд Сингх и . пятеро живых и здоро­вых сикхов.

Только тут люди поняли: Гуру ис­пытывал их, чтобы отобрать самых бесстрашных и преданных вере. Уби­ты же были козы, приведённые в ша­тёр заранее. Это их кровь разливалась вокруг. Говинд Сингх объявил, что от­ныне тятеро любимых («панч пиа­ре», выходцы из разных каст, соста­вят основу его «боевой дружины» - хальсы («ордена чистых»), и приказал принести чашу с водой. Мечом он размешал в ней сок сахарного трост­ника, а затем дал отпить из чаши всем пятерым и сам принял чашу из их рук. Гуру объявил, что таким отныне будет обряд посвящения в хальсу - святое боевое содружество сикхов, наиболее смелых и преданных вере.

Праздник продолжался. В те дни тысячи сикхов прошли обряд посвя­щения и стали истинными воинами. Что же касается пятерых избран­ных, то любая сикхская процессия и в наши дни напоминает об этих смельчаках: в каждом праздничном шествии всегда присутствуют пять че­ловек с обнажёнными мечами на пле­чах, одетые в красивые шёлковые одежды. Это - память о тех пятерых, которые стояли у истоков сикхской хальсы. Сегодня эти пятеро - наибо­лее уважаемые и чтимые люди в каж­дой общине, будь то деревушка, город или вся сикхская община в целом.

Со времени Гуру Говинда Сингха и до наших дней у сикхов существует особая церемония посвящения в об­щинники, которую в определённом смысле можно сравнить с обрядом крещения. К имени сикхов стал до­бавляться воинский титул «сингх» («лев») - например, Рам Сингх, Ард­жун Сингх. Женщины общины к сво­им именам добавляют титул «каур» ­«львица». Тогда же был выработан и особый кодекс поведения сикхов, по­пучивший название «пять К». В соот­ветствии с ним сикхам - членам хальсы- предписывается всегда иметь при себе кинжал (кирпан), же­лезный браслет (кара) и носить ко­роткие кожаные шаровары (качха). Они не должны стричь волосы и бо­роду (кеш); волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем (кангха). В большинстве случаев эти тре­бования выполняются и сегодня; по­этому сикхов легко узнать в толпе: как правило, это высокие люди с правиль­ными чертами лица, с накрученным на голове большим тюрбаном и с бо­родой либо окладистой, либо туго подвязанной бечёвкой. Сикхи, не стригущие волос, называют себя кeшдxapи (буквально - «носящие во­лосы») в отличие от сахадждхари ­тех, кто стрижёт волосы и не столь точно следует принципу «пяти К».

Кроме того, члены хальсы не должны пить вино, курить табак, упо­треблять наркотики. Вступление в хальсу добровольно, и оно непремен­но должно быть осознанным шагом. Поэтому инициацию - обряд посвя­щения в общинники, - как правило, проходят уже достаточно взрослые люди (их называют амритдхари ­«принявшие амриту»).

Хотя сикхизм возникал как рели­гия, в значительной мере противостоя­щая индуизму и отрицающая многие его представления, тем не менее грань, разделяющую эти две религии, нельзя назвать чёткой. Многие идеи раннего сикхизма превратились со временем в свою противоположность. Сикхские идеи равенства всех людей перед Бо­гом и отрицания каст остаются незыб­лемыми, но у самих сикхов также есть касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в индуизме.

СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ

у сикхов распространены праздни­ки, связанные с годовщинами рожде­ния или смерти почти всех их гуру. Некоторые из этих дат отмечаются пышно, Другие более скромно - в зависимости от традиций, сложив­шихся в той или иной местности или храме. Эти праздники носят название Гурпураб. В такие дни хра­мы-гурудвары украшают цветами, проходят торжественные чтения свя­щенной «Ади Грантх», послушать ко­торые собираются толпы людей в праздничных одеждах. С полной на­грузкой работают трапезные, где по случаю празднеств готовят специальные сладкие блюда. Только в такие дни сикхи пьют бханг - напиток на основе индийской конопли; её пере­бродивший сок, смешанный с водой, даёт наркотический эффект.

Одним из самых ярких праздни­ков является Байсакхи - день рожде­ния хальсы, coвпадающий с первым днём месяца басакх (апрель - май) по индийскому календарю. Этот праздник отмечается в течение не­скольких дней. Байсакхи называют праздником весны, когда в Индии после прохладных зимних месяцев и в преддверии сильнейшей жары всё пышно расцветает.

Реферат опубликован: 23/04/2009