Страница: 5/8
СВЯТЫНИ СИКХОВ
При пятом Гуру - Арджуне (1581-1606 гг.) - была составлена священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга»). Она также носит названия «Гуру Грантх» - КнигаГуру», «Грантх Сахиб» - «Книга-Господин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а впоследствии и остальных гуру наряду с гимнами многих бхактов и суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» - главной сикхской святыне в индийском городе Амритсаре, а копии её во всех сикхских храмах.
Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. усилилось противостояние пенджабского крестьянства (в первую очередь сикхов) и мусульманских правителей Индии. На рубеже XVII - XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское движение в Пенджабе под знаменем сикхизма. Тогда же десятый Гуру Говинд Сингх - внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию общины. В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых») - собранию вооружённых общинников, наиболее преданных вере, готовых в любую минуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было решено прервать линию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а одновременно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда «Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена святыней) и стала предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов «в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.
Для того чтобы решения собрания имели силу, достаточно присутствия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет сарбат хальса - собрание всех членов общины. Решения такого собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те, кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это «пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются и могут быть смещены собранием общинников. Особую роль здесь играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти важнейших храмов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна: 5 - священное число у сикхов.
«Золотой храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося священным. Сикхи сначала называли свои храмы дхар.масалами, а затем гурудварами. Второе название сохранилось до сегодняшнего дня и означает «врата гуру». Как и у любой гурудвары, у «Золотого храма» имеются четыре входа (по числу варн - сословий), что означает открытость сикхской веры для людей всех каст. Центральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собственно, ради церемоний, связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение индуистским божествам, и сооружаются гурудвары.
Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро в «Золотом храме» торжественно и с большими почестями выносят «Книгу-Гуру», помещают её на специальном ложе, где она и находится в течение дня, а вечером закрывают и не менее торжественно уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин, и отношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя специально приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В «3олотом храме» и некоторых других крупных гурудварах постоянно читают из этой книги, а в остальных храмах подобный обряд проводится в наиболее торжественных случаях. «Ади Грантх» используется также и для гадания. Сикхи не читают свою священную книгу сами в отличие от христиан и иудеев, читающих Священное Писание. Они приходят в гурудвары для того, чтобы послушать чтение «Ади Грантх», взглянуть на неё и приобщиться к откровению Всевышнего, которое даётся милостью Гуру.
ХАЛЬСА
История Пенджаба в конце XVII - начале ХУШ вв. неразрывно связана с именем десятого Гуру сикхов Говинда сингха. В то время жестокий и фанатичный правитель династии Великих Моголов Аурангзеб пытался прибрать к рукам непокорный Пенджаб, а его население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзеба получили приказ уничтожать сикхов. Девятый Гуру Тег Бахадур был заживо распилен пилой в Дели.
С запада Пенджабу угрожали воинственные афганцы, да и местные феодалы-землевладельцы всячески стремились подчинить вольнолюбивых сикхов.
Всё это видел и сознавал Гуру Говинд Сингх. Он решил укрепить сикхскую общину, сделать её способной противостоять врагам.
В 1699 г. во время весеннего праздника он собрал всю общину в маленьком городке Анандпур. Сикхи пришли на площадь послушать своего Гуру. Говинд Сингх вышел из шатра, окинул взором тысячи собравшихся и спросил:
- Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?
Реферат опубликован: 23/04/2009