Страница: 15/22
6 2
4
0 5 10 15 20 25 30 Х
Таблица № 1 Показатели темпа запоминания
Музыкальный материал: И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis – dur из ХТК | ||
Время |
Освоение наизусть обычным способом |
Освоение наизусть способом декламации |
7 мин. |
2 |
4 |
15 мин. |
4 |
8 |
20 мин. |
6 |
12 |
30 мин. |
8 |
16 |
№ п/п |
Музыкальный материал |
Освоение наизусть обычным способом |
Время На Запоми нание |
Освоение наизусть с помощью декламации |
Время на запоминание |
1 |
И.С. Бах Прелюдия XIII (I том ХТК). Такты № 1-8 («Тучки небесные») |
При многократном проигрывании из игры выпадали такты целиком |
30 мин. |
Этот вид работы бвл результативней, т.к. на каждый такт приходился поэтический текст |
15 мин. |
2 |
К. Черни этюд от 299 № 14 такты 1 –16 («Вот стая журавлинная») |
При многократном проигрывании установка была сделана на выигрывание всех нот в такте верно наизусть Не помогала даже игра в медленном темпе. Наизусть текст «не шел». |
50 мин. |
Этот вид работы позволил переключить внимание на произношение поэтического текста вместе с музыкальным. |
20 мин. |
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт.
Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат!
Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.
Пример логических ударений во фразе:
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой.
Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.
Реферат опубликован: 3/02/2009