Музыкальные способности и их развитие путем применения

Страница: 16/22

В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.

Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением.

Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства.

Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению.

В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом.

Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации.

Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.

Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату.

И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных

Затем с произвольным текстом

Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании.

Далее

Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку:

Параллельное движение

Я освою, без сомнения,

В левой пальцы – третий, первый,

В правой – третий, как и в левой.

Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья».

Направленность движений рук передается словами:

Все куда-то разбежались

Заскучали и примчались

Левая рука правая рука

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении

(то есть аппликатура – зеркальна)

5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5

Образно передается темп гамме с помощью стихов:

Очень медленно и тихо

Здесь прошла одна слониха. (темп медленный)

А за ней бежит слоненок,

Заплетается спросонок. (темп быстрее)

Пальцы ставлю по порядку,

С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее)

Если можно, чуть быстрее,

Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы

Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе

Все как следует сыграли!

Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке;

отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее),

аппликатуры, с использованием словесных подсказок,

осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались),

В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ:

методическое назначение

Реферат опубликован: 3/02/2009