Страница: 2/22
В этой работе говориться о том, что декламационный метод помогает решать ряд пианистических задач:
добиться четкой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания;
вписать мелизмы;
достичь в игре обеими руками; текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов;
отработать скрытый голос в альбертивых басах;
усилить эмоциональное впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных образов;
поработать над выразительностью исполнения;
побудить студентов к творчеству;
дать дополнительный материал к практике.
То есть, декламационный метод, который заключается в игре с параллельной декламацией (чтением стихов), весьма полезен в обучении игре на фортепиано.
Описания метода в специальной литературе не обнаружено. В учебнике «методика обучения игре на фортепиано» А.Д. Алексеева есть краткое упоминание об игре с подтекстовкой. В учебном пособии А.Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» рассказывается об опыте. Однако в исследовательском плане опыт педагогов не изучен в конкретной части – в работе с начинающими пианистами.
Итак, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на ученика. Одним из таких средств, вероятно, может быть декламация. Возникает вопрос о подборе систематизации материалов по теме, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности в развитии чувства ритма и музыкальной памяти его будет систематичным.
В исследовании предполагается изучить литературу по вопросам способностей, в том числе музыкальных, а также по проблемам развития ритма, музыкальной памяти. Кроме того, в процессе изучения темы планируется рассмотреть вопрос использования декламации в практике самонаблюдения на предмет полезности и эффективности его применения для развития музыкальных способностей.
Предполагается провести работу по подбору и систематизации имеющихся декламационных материалов для применения в практике обучения начинающих пианистов, а также проверке целесообразности их использования. (средств вероятно, может быть декламация).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, самонаблюдение, самодиагностика, обобщение педагогического опыта, сравнение, сопоставление, графический анализ, обобщение.
По направленности данное исследование определено так: практического характера с элементами экспериментальной работы. В фортепианной литературе встречаются материалы с использование стихов, в частности при изучении нотной грамоты. Однако, нет пособия, в котором эти материалы были бы собраны воедино, их, кстати, недостаточно.
Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего пианиста очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются. Значимость темы данного исследования состоит в том, чтобы сориентировать в практике материалов декламационного характера для работы с начинающим пианистом.
По завершению исследования предполагается сделать выводы о целесообразности применения декламации как средства развития музыкальных способностей.
Глава 1. Музыкальные способности человека. Их представление в общественной и специальной литературе.
1.1 Способности как психолого-педагогическая категория.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствуя комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Высокая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если имеющаяся система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживаются неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.).
По мнению В.В. Богословского, способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающие высокие достижения в ней. Так же В.В. Богословский выделяет виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.
Реферат опубликован: 3/02/2009