Страница: 14/19
Надо было очень аккуратно пройти этот период, чтобы не нарушить сложившийся благоприятный баланс физических функций и биохимических процессов, но одновременно овладеть соревновательной скоростью.
Использовался принцип постепенного, с замедленным темпом в начале, овладение скоростью. Именно это позволило сохранить высокий функциональный уровень, а не сбить его на альтернативном пути разного снижения нагрузки и как следствие быстрого роста скорости. В первые 2 – 3 недели предсоревновательного этапа использовались длинные отрезки, сознательно пробегая со скоростью ниже соревновательной. При этом длина отрезка была близка длине основной соревновательной дистанции. Это считалось хорошим средством физической адаптации к соревнованиям. Многократное повторение закрепляло определенные двигательные установки.
Проблема была и с поддержанием в предсоревновательный и соревновательный периоды накопленных силовых качеств. Эта задача решалась путем включения в отдельные тренировочные занятия несколько взрывных ускорений по 80 –100 м в году с небольшой (1 –2%) крутизной, а также быстрых сбеганий вниз.
Очень медленно в мая уменьшилась длина отрезков и росла скорость на них.
В соревновательный период основой тренировочных нагрузок является специальная подготовка к выбранной дистанции. В значительной мере – эта работа в шиповках на дорожке стадиона. Во всех других случаях стараясь избегать работы на стороне. По мнению Малышева работа на стадионе угнетает спортсмена (психологически). Появляться на дорожке в течении не более 3 – 4 месяцев в году, и пореже надевать шиповки весьма полезно, чтобы ощущать свежесть и привлекательность быстрого бега на соревнованиях.
Сохранять такие ощущения помогало и то, что от учениц никогда не требовалось бегать на тренировке с максимальной скоростью. Темпом надо «играть» и в любой точке бегового отрезка чувствовать, что при необходимости можно прибавить. Использование максимальной скорости – это путь к физическому перенапряжению, нервному истощению.
Только в июне подходили к соревновательной скорости. Частью специальной беговой подготовки к дистанции считалось пробегание второй половины любого отрезка быстрее, чем первый (если не было другого задания, например, быстрое начало – «отдых» - финиш). Отрабатывать тактические варианты помогало то, что максимальная скорость исключалась из плана работы. Во время отдыха между отрезками подключалось внимание спортсмена на легкие упражнения, они слушали музыку, разговаривали.
Лучший психолог – тренер. Чем ближе ответственный старт, тем внимательнее надо следить за самочувствием спортсменки. Надо знать ее семейные, учебные, личные дела. На тренировках и вне их надо демонстрировать полную уверенность в выбранном пути и наших возможностях. Если спортсмен уходит со стадиона без улыбки, надо задуматься над тем, что сегодня сделано не так.
Все воспитанницы Малышева делом доказали реальность его методик и планов: Т. Казанкина; Т. Провидохина; О. Двирна; Л. Веселкова; И. Бондарчук.
2.2.2 В.Ларченков о подготовке своей воспитанницы Ольге Назаркиной.
Основу тренировок составляет недельный микроцикл, который постоянно меняется в зависимости от самочувствия и жизненных ситуаций, а также от периода макроцикла или задач на данный период. Ежедневно проводится тренировки, в воскресенье – одна. Отдых регулируется нагрузкой.
О нормировании тренировочных нагрузок в годичном цикле:
Основные задачи, которые им ставились на первоначальном этапе в годичном цикле:
Заинтересовать и приобщить спортсменку к бегу, используя моральную и материальную заинтересованность, известность, престиж, социальная значимость.
Подобрать комплексные тренировочные средства, позволяющие избирательно и последовательно влиять на основные звенья мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
Развивать основные физические качества (силу, гибкость, быстроту, выносливость, координацию движения).
Укрепить сердечно-сосудистую систему за счет применения основного вида упражнений – бега и других вспомогательных средств.
Научить основам техники экономичного бега, учитывая уровень ее физической подготовленности.
План 1989 года предполагал дальнейшее повышение уровня функциональных возможностей организма, более качественное развитие двигательных качеств, интенсификацию тренировочных средств за счет применения высокоинтенсивных нагрузок, приближенных к соревновательным, подготовка в условиях среднегорья, увеличения объема бега в развивающем режиме.
Реферат опубликован: 26/10/2008