Страница: 14/43
Развитие ЕС шло приблизительно таким же путем, но гораздо медленнее, чем ожидалось. Разделительную черту в двух основных фазах эволюции ЕС провели в середине 70-х - начале 80-х гг. экономические кризисы 1974-1975 и 1980-1982, которые ощутимо ударили по экономике страны Общего рынка. Если в 60-х годах либерализация движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы вела к созданию таможенного союза, то в 80-90-х годах основной упор ставится на интеграцию рынка, то есть полная ликвидация таможенных границ, национально-государственных анклавов в промышленной сфере, стягивание научных потенциалов, совершенствование европейской валютной системы. Новая стратегия предусматривает ориентацию на развитие научно-технической сферы интеграции, технологической и промышленной автономии, “европейской промышленно-научной зоны”. Сюда следует добавить возрастание политической интеграции, как одной из самых приоритетных направлений.
Структура институтов ЕС включает 15 специализированных комитетов (валютный, по экономической политике, по сельскому хозяйству, по энергетике, по научно-техническим исследованиям и др.), 20 генеральных директоратов (по внешним связям, по конкуренции, по занятости и другим социальным вопросам, по сельскому хозяйству, по бюджету и т.д.), а также Европейский совет, который состоит из четырех “китов” Сообщества: Суд европейских сообществ, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Совет министров европейских сообществ и Европейский парламент. На этом структура не исчерпывается, есть еще ряд финансовых фондов, комитетов, отделов и агентств. Такая структура позволяет вести слаженную работу по всем аспектам сотрудничества стран - участниц в различных сферах и вести единую политику, приводя ее к взаимовыгодному результату.
Западноевропейское интеграционное развитие налагает заметный отпечаток на современные международные отношения. Большая часть внешнеполитической деятельности стран-участниц реализуется именно через интеграционное объединение. Для этой цели в ЕС есть целая система координационных механизмов, предназначенных для разработки общей линии в отношении внешнего мира. И деятельность его в политике не ограничивается торгово-экономической сферой. Объединение стран Общего рынка стало влиятельной силой внутри капиталистического мира, способной не только конкурировать с США в экономической области, но и политически дистанциироваться от Вашингтона. США утрачивает роль гегемона и теряют обширную “сферу влияния” не только в Европе, но и в близлежащих регионах. Это немаловажная победа объединенной Европы.
Еще одна сфера совместной политики ЕС - это региональная политика сообщества. В пределах ЕС имеются регионы, отличающиеся высокоразвитой промышленной структурой. Есть здесь и слаборазвитые регионы, расположенные главным образом на окраинах Сообщества (Южная Италия, Ирландия, северо-западные регионы Греции и др.). Для них характерны повышенный удельный вес сельского населения, повышенный уровень безработицы, слабо развита инфраструктура. Такая территориальная несбалансированность создает ряд экономических, социальных и политических проблем как для стран-членов, так и для ЕС в целом. Национальные правительства поощряют развитие в таких районах инфраструктуры, чтобы привлечь сюда частных инвесторов. Но не всегда отдельное государство может справиться со своим грузом проблем. Поэтому, согласно Римскому договору, одной из целей ЕС является выравнивание уровней развития стран-членов путем повышения существующих региональных различий и преодоления отсталости слаборазвитых районов. Региональная политика ЕС базируется на трех принципах. Первый состоит в том, что при разработке совместной политики принимаются во внимание региональные особенности стран-членов с тем, чтобы выгоды от такой совместной политики получали в первую очередь наименее развитые районы. Второй - это более полная координация национальных региональных политик на базе общих критериев для каждого из таких регионов, принятых на уровне Сообщества. Третий принцип - это предоставление финансовой помощи этим районам по линии финансово-кредитных институтов Сообщества. Эти средства распределяются в соответствии с важностью региональных проблем, и их значение для решения этих проблем в некоторых странах-членах довольно велико.
Реферат опубликован: 15/01/2010