Страница: 18/43
Стратегический успех НИ Юго-Восточной Азии в освоении информационных технологий- это создание собственной научно-исследовательской базы по интегральным схемам. В 80-ые годы их емкость росла скачкообразно (с 64 до 1024 кбт).НИ смогли вписаться в инновационный марафон. Южная Корея стала третьей страной после США и Японии, разрабатывающей и выпускающей интегральные схемы типа запоминающих устройств емкостью 1 Мбт. Тайвань специализируется на создании логических интегральных схем. Малайзия, несколько отстав в области НИОКР, превратилась в мирового производителя интегральных схем меньшей емкости. Основой функционирования экономики Гонконга и Сингапура, двух городов- государств, традиционно являлось осуществление посреднических операций. Первоначально они охватывали реэкспортную торговлю, позднее также сферу международного кредита. К концу 70-ых годов Сингапур и Гонконг превратились в крупнейшие финансовые центры Восточной Азии, в которых международный монополистический капитал обрел партнера в лице китайской буржуазии.
Модель хозяйственного развития Тайваня и Южной Кореи во многом складывалась под действием политических факторов, в частности, противостояния КНР и КНДР. Постоянно используя тезис о внешней угрозе, правящие круги Южной Кореи и Тайваня провозгласили целью стратегии социально- экономического развития- максимальное наращивание хозяйственного потенциала, достижение высокой самообеспеченности за счет создания диверсифицированной структуры экономики, опережающего развития тяжелой индустрии. С начала 70-х годов Малайзия, Сингапур, Южная Корея и Тайвань первыми в Азии отказались от политики импортозамещения и перешли к политике “открытых дверей”- форсированному развитию с помощью иностранного капитала, экспортных отраслей экономики. Активно перестраивая структуру своей экономики в соответствии с требованиями мировых рынков, развивающиеся страны Азии приступили к модификации старых и созданию новых для себя отраслей, ориентируя их на внешние рынки: сборка электроники и автомобилей, судостроение, текстильная, обувная и кустарная промышленность, производство игрушек. При этом главным преимуществом в конкурентной борьбе за рынки некоторых торговых товаров стала их рабочая сила, которая отвечала требованиям рыночной конъюнктуры: дешевая, достаточно образованная и высокопроизводительная. Объем внешней торговли НИ увеличивается с необычайной быстротой. Совокупный объем внешней торговли НИС Азии вырос с 2,7 млрд. долл. в 1965 г. до 176,9 млрд. долл. в 1995 г., причем не только за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоемкой продукции. Их доля в мировом экспорте с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем втрое- с 2,5 до 9,3%.
Сингапур за последние два десятилетия добился самого впечатляющего прогресса в экономике- средний ежегодный объем производства составил почти 9% в год. В этой стране наивысший в мире процент сбережений- 42% ВВП и наивысший в Азии (кроме Японии и Брунея) доход на душу населения. Доля внешнеторгового оборота в ВВП также является наивысшей в мире. В экономике Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В тоже время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности( судостроительная, резинотехническая, электронная, легкая) ориентируется на внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %. Растет роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг, инжиниринга и т.д. Серьезные и скоординированные усилия предпринимают государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в третий по значению источник поступления валюты. В 1995 году число иностранцев(5,9 млн.чел.) посетивших Сингапур, увеличилось по сравнению с 1989 годом на 34%, а общая сумма от туризма составила порядка 3,4 млрд.долл. В экономике страны по прежнему большое значение продолжает играть транспорт. Сингапурский морской порт- третий в мире по объему обрабатываемых в нем грузов (168 млн.тонн в 1994г.). по объему обработки контейнеров(1994 г.-3,5 млн.шт., рост за год- 27%) местный порт делит с Гонконгом 1-2-е места в мире. Однако Сингапур- первый в мире порт, оснащенный современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и т.д. Оснащение порта высокотехнологическим оборудованием продолжается практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3%. В области внешней торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27%, причем ведущее место в промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы, бытовая электроника. Важной статьей дохода стала реализация за рубежом программного обеспечения для компьютеров. Интенсивный экономический рост содействовал снижению уровня безработицы( с 6,5% в 1988г. до 2,6% в 1994г.).
Реферат опубликован: 15/01/2010