Страница: 7/43
Итак, промышленный переворот в Англии продолжался, однако в данных условиях обнаружилось, что старые средства транспорта стали сдерживать рост крупной промышленности. Вначале модернизация транспорта означала строительство каналов и благоустройство судоходных рек. Но начиная с 1825 года в Англии развернулось строительство железных дорог. В 40-50-е годы 19 столетия промышленный переворот охватил морской флот; началось строительство больших океанских пароходов. Так уже в середине 19 столетия протяженность английских железных дорог составила свыше 25 тысяч км, а удельный вес английского торгового флота в мировом тоннаже составил свыше 70%.
Так как промышленный переворот опирался на принципиально новую технику в Англии зародилось и начало развиваться машиностроение. Первые английские машины были построены еще мануфактурным способом. Но поскольку машиностроение имело массовый характер возникли предпосылки для изобретения машин, производящих машины. Индустриализация этой отрасли началась в самом начале 19 столетия, а произошла лишь в середине 19 века. Становление машиностроения означало завершение промышленного переворота в Англии.
Таким образом, начиная с 60-х годов 18 века в Англии наблюдается значительный прогресс производительных сил. Изобретения, сделанные в промышленности, явились толчком к развитию всей экономики. Они повлекли за собой важные изменения в организации производства, сказались на развитии сельского хозяйства, вызвали рост торговли и улучшение транспорта, наконец привели к росту и передвижению населения из деревни в город, из одних районов страны в другие. Как отмечал Ф.Энгельс: “В то время, как над Францией проносился ураган революций, очистивший страну, в Англии совершался менее шумный, но не менее грандиозный переворот. Пар и новые рабочие машины превратили мануфактуру в современную крупную промышленность тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества”.
Действительно, перемены не ограничивались сферой материального производства, они повлекли за собой изменения в структуре самого общества. Появились новые классы - капиталисты, захватившие средства производства, и промышленные рабочие. Непримиримые противоречия между этими двумя основными классами стали основной силой развития общества. В результате перемен, произошедших в экономике и в социальном строе Англии, эта страна вступила в стадия развитого промышленного капитализма. Глубокие сдвиги в экономике оказали решительное влияние на социальную жизнь страны - на численность и положение отдельных классов, на их роль и значение в обществе.
Источником всех богатств Англии было не только внедрение машин, но и труд самих рабочих. Применение машин вызвало усиление эксплуатации рабочих. Происходило быстрое обогащение буржуазии и обнищание рабочих. Машины позволяли ускорять темпы работы, что влекло за собой интенсификацию труда. Так в 1828 году рабочий на двух механических ткацких станках мог изготовить в неделю 7 кусков ткани; спустя 10 лет, в 1838 году он обслуживал уже 4 станка и производил в неделю 18-20 кусков. За период с 1828 по 1848 годы производительность труда возросла в прядильном деле на 105%, а в ткацком на 272%. Одновременно с интенсификацией труда шло наступление капиталистов на рабочее время. Машина являлась орудием этого наступления. “В Англии в течение столетия,- писал К.Маркс,- удлинение рабочего дня идет рука об руку с возрастанием интенсивности фабричного труда”. Введение машин влекло за собой снижение заработной платы рабочих. По данным официальной комиссии, созданной в 1834 году для изучения положения ручных ткачей было установлено, что их заработок в 1832-1834 гг. по сравнению с 1795-1804 гг. сократился в 5 раз. Кроме того, так как для управления многими машинами не требовалось мускульной силы, фабриканты использовали труд женщин и детей. К.Маркс отмечал: “Женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин! Этот мощный заменитель труда рабочих превратился тем самым немедленно в средства увеличивать число наемных рабочих, подчиняя непосредственное господство капитала всех членов семьи без различия пола и возраста”. Экономическое и социальное угнетение рабочего класса сопровождалось политическим. Рабочие были лишены всякой законной возможности защищать свои права и интересы. Ухудшение положения пролетариата обостряло классовые противоречия. В ходе промышленного переворота английский пролетариат сформировался как класс, на опыте многолетней классовой борьбы научился понимать свое место в обществе и свои интересы. Рабочее движение в Англии приобрело организованность и сознательность. Характеризуя войну английских рабочих против фабрикантов, Ф.Энгельс в 1848 году писал, что она “развилась в самую сознательную классовую борьбу, какую только видел свет”. Одновременно с обогащение буржуазии и численным ростом пролетариата происходили изменения в составе численности промежуточных классов общества - мелких хозяйственников, собственников небольших мастерских, самостоятельных ремесленников, владеющих орудиями своего труда, мелких фермеров и крестьян-собственников. Подавляющее большинство их разорялось и вливалось в армию наемного труда. Следовательно в английской деревне, как и в промышленности, в ходе промышленного переворота собственности и большие капиталы побеждали и вытесняли мелкое фермерство и бедное крестьянство. Таким образом, как в городе так и в деревне происходил единый процесс -рост и укрупнение масштабов производства за счет вытеснения и гибели массы мелких хозяйств и предприятий.
Реферат опубликован: 15/01/2010