Страница: 24/43
Предпринимателям, желающим заняться бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства ( например, в области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон банки могли свободно оперировать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т.д. В течение длительного времени СЭЗ была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволило повысить их качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, увеличивающие прибавочную стоимость товара. Повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые были созданы в США.
В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:
- отмена какого- либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных ( областных ) налогов, имеющихся в ряде стран;
- отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ;
- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
В Южной Корее предприятия, созданные в СЭЗ, в первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложения длиться от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и т.д.
Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение таких целей:
- обеспечение наиболее полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами;
- привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;
- организация в экономических зонах таких производств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке.
Многие страны, создающие СЭЗ, считают, что они будут способствовать развитию отсталых в экономическом смысле районов, модернизации технологий, получению новых ноу- хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.
Таким образом, создание СЭЗ в любой стране предусматривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории. Развитие таких зон позволяет правительствам принимающих стран смягчить кризисные ситуации в национальной экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в регионе.
Среди “классических” СЭЗ, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:
- беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международных транспортных систем;
- экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю;
- парки технологического развития, которые создаются на основе существующего в принимающей стране научно- технического потенциала, но с участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного оборудования, ноу- хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого и маркетингового опыта;
Реферат опубликован: 15/01/2010